Владимир Рыбников: "Это общая награда – команды, спонсоров и болельщиков" loko
Во время 735-летнего юбилея Даугавпилса 15 жителей за вклад в развитие и прославление города были награждены званием «Почетный даугавпилчанин». Среди пятнадцати лауреатов был и президент спидвейного клуба Владимир Рыбников. Присуждение Владимиру Рыбникову этого звания более чем справедливо. Фактически всю свою сознательную жизнь он отдал спидвею.Именно благодаря его энтузиазму и неимоверной энергии, в нашем городе сумел выжить этот захватывающий вид спорта. А более 150 стран мира узнали о нашем городе и стране в целом, наблюдая на протяжении нескольких лет
этапы Гран-при, местным же фанам посчастливилось увидеть самых знаменитых гонщиков мира. Построен новый, современный стадион.
«Локомотив» – образцово-показательный клуб, команда №1 на всем пространстве бывшего СССР. Спидвейная судьба
Владимира Рыбникова была предопределена с детства.
Владимир считает, что любовь к спидвею у него наследственная. Первым в семье стал заниматься этим чертовски привлекательным, но опасным видом спорта
старший брат Владимира Иван – гонщик, как говорится, от бога. Так что вполне естественно, что младший не мог не появиться на стадионе – и старшему брату хотелось помочь, и на тогдашних звезд поглазеть… И в скором времени
Владимир уже копошился в мотоциклетных боксах: прошел весь путь спидвейного мастера – от мальчика «подай ключ на семнадцать» до мастера высочайшего класса. Тем более что учиться и брать пример было с кого. В первую очередь, конечно, со старшего брата. А ведь были еще
Анатолий Петровский, Анатолий Кузьмин, Сергей Довженко и другие. Было, правда, одно очень серьезное препятствие – родители. Прекрасно зная, насколько опасен спидвей (в то время не было ни надувных отбойников, ни специальной экипировки, защищающей гонщика от травм, а поэтому каждый спортсмен хоть раз в сезон да получал по серьезной травме – прим.), они попросту запретили
Владимиру появляться не только на треке, но и на стадионе. Однако тяга к спидвею пересиливала все запреты – после школы он бросал все и мчался на стадион с гаревым покрытием. Надо отметить, что об увлечении младшего сына родители узнали из местных газет, когда
Володя впервые выступил на официальных соревнованиях.
– Владимир, что ты ощутил, сев на гоночный мотоцикл впервые? – Это, конечно, незабываемые ощущения. До этого я уже ездил на разных мотоциклах, но спидвейный поразил мощью своего двигателя. Даешь газу, и чувствуешь, что под тобой зверь, готовый работать на грани своих возможностей.
– А первую официальную гонку помнишь? – Сразу хочу отметить, что в мое время к официальным соревнованиям, к сожалению, допускались гонщики, достигшие 18 лет. Правда, в личных гонках делались и исключения – под ответственность главного судьи. Такое исключение было сделано для меня в 1978 году. Мне было тогда всего 16, но меня допустили к участию в чемпионате Латвии. Я занял 4-е место. Это был результат! Он и предрешил мою спидвейную карьеру.
В советское время, в отличие от того же хоккея или футбола,
спидвей был типичным любительским видом спорта. Поэтому основной мотивацией для молодых гонщиков было попасть в сборную СССР.
Владимира Рыбникова несколько лет подряд вызывали на сборы, но в основу сборной он никак не мог попасть. Единственный раз, когда его взяли в состав –
чемпионат мира 1986 года в Праге. Но, по его собственному признанию, в ту пору у
Владимира прошел пик формы, поэтому и результат был не таким, какого от
Рыбникова-младшего ждали многие.
– А решать исход гонки в одиночку часто приходилось? – Я несколько лет был лидером
«Локомотива» – и, конечно, финишировать вторым, особенно в домашних гонках, считалось неудачей. А если еще и команда проигрывала, то и подавно. Конечно, в спидвее, как известно, больше 15 очков за пять заездов не наберешь. Но если я набирал за гонку менее 10 очков, это считалось полным провалом. Так что выступление команды, безусловно, часто зависит от выступления ее лидера.
Закончил карьеру гонщика
Владимир Рыбников достаточно рано – в 29 лет, не было мотивации. Из-за того, что свое спортивное тщеславие он к тому времени уже удовлетворил, путь в сборную был «заказан», а денег на спидвее заработать было невозможно. Поэтому продолжать «гонять» не было смысла.
И в 1990-м его пригласили в «Локомотив» в качестве главного тренера. – Было госфинансирование и не надо было думать о деньгах. От меня требовался только результат, – вспоминает В. Рыбников.Но счастье было мимолетным. В 1991 году «Союз нерушимый республик свободных» стал распадаться как карточный домик.
Латвия стала независимой, начали рушиться заводы союзного масштаба, в непролазную топь угодила экономика.
На грани пропасти оказался и даугавпилсский спидвей. И кто знает, как все бы обернулось, если бы не энергия
Владимира Рыбникова со товарищи, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы спидвей в
Даугавпилсе выжил.
– 1990-е годы вспоминаю, как настоящий кошмар. Второй раз такого я не выдержал бы. Деньги на спидвей зарабатывали как могли.
Летали во Владивосток, покупали машины, пригоняли, продавали, а на вырученные деньги покупали запчасти.
Даже в Польшу «челночили», чтобы заработать на клуб. Сегодня даже сказать не могу, за счет чего мы тогда выжили. Могу лишь выразить глубокую благодарность тем людям, которые находились рядом и помогали по мере сил и возможностей.
Это в первую очередь Федор Котелов, Петр Елин, Николай Кокин, Владимир Воронков, Андрей Королев, братья Бизня и другие, – отмечает В. Рыбников. – Ездили по России и Европе, как цыгане в кибитке, – за машиной прицеп, в котором мотоциклы, запчасти и тушенка с картошкой и макаронами... Проезжать российские просторы было непросто. За каждым поворотом того и жди, что остановят – если не бандиты, то гаишники. И еще неизвестно, кто будет лучше, –
рассказывает о «приключениях» тех лет В. Рыбников. Потом появился свой небольшой бизнес – торговля нефтепродуктами. Практически за счет этого и продержались.
В 2005 году Владимир Рыбников попробовал уйти из спидвея. Как он сам тогда признался, накопилась усталость, надоело попрошайничать и всем доказывать, что для существования спидвея нужны деньги. А доказать это было крайне непросто, к тому же много времени требовали бизнес и семья. И тут одна солидная партия порекомендовала людей, якобы готовых инвестировать деньги в спидвей. Предполагалось, что на нашем стадионе
«Локомотив» будет построена крыша, а сам трек обустроен по всем международным требованиям. Более того, потенциальные инвесторы были готовы построить треки и в других городах.
В частности – в Риге, где в советское время базировался другой латвийский клуб – «Целиниекс». – Я с большим удовольствием уступил место президента клуба. Но итог оказался плачевным. Через полтора года спидвейный клуб оказался на грани банкротства. И все пришлось начинать с нуля. Одному бы мне снова не удалось добиться успеха. Поэтому большое спасибо за поддержку
Федерации мотоспорта Латвии, президентом которого в ту пору был
Янис Лачплесис, городскому руководству и спонсорам нашей команды. Конечно, финансирования для клуба такого уровня, каким является сегодняшний
«Локомотив», по-прежнему недостаточно, но ситуация сегодня далеко не столь плачевная, как в 1990-х. То было неповторимое, исключительное время,
– подчеркивает В. Рыбников.Уйдя с поста руководителя
«Локомотива», В. Рыбников не ушел из спидвея. Стал во главе организации этапов Гран-при Латвии. И немало в этом преуспел – надо отдать ему должное. На вопрос, что значит для него звание «Почетный даугавпилчанин», Владимир Рыбников отвечает: – Я думаю, что это общая награда – команды, спонсоров и, конечно же, многочисленных болельщиков, которые, несмотря ни на что, всегда были, остаются и, надеюсь, останутся преданными спидвею и нашей команде.
Справка Владимир Рыбников, мастер спорта СССР – серебряный призер чемпионата СССР в паре на 1000-метровом треке в 1984 году. Два раза занимал седьмое место в личном чемпионате
СССР на длинных треках.
Трехкратный чемпион Латвии в 1984, 1985 и 1987 гг.;
вице-чемпион Латвии в 1982 году; чемпион и вице-чемпион Латвии среди юниоров. Четырежды участвовал в юниорском первенстве Союза. Три раза принимал участие в финалах Спартакиады СССР. В составе
«Локомотива» дважды побеждал и один раз становился вторым в розыгрышах кубка «Дня железнодорожника». В чемпионате мира 1986 года в Праге набрал 1 очко и занял 15-е место. В чемпионатах
СССР в составе
«Локомотива» провел 11 сезонов. Был победителем
мемориала Петра Игашева в 1985 году. Также становился серебряным (1986) и бронзовым призером (1984) этих соревнований.
Дважды бронзовый призер мемориала Георгия Вьюнова. Мастер спорта по автотрековым гонкам.
Чемпион Латвии по автотрековым гонкам 2003 года.по материалам:
http://www.grani.lv