Константин Александрович КРИШТАЛЬ

  • 1 Ответов
  • 1309 Просмотров

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

*

Gorka

КОНСТАНТИН КРИШТАЛЬ – 70.



11 апреля 1941 года - 14 января 2005 года

Сегодня одному из ветеранов ровенского спидвея, воспитаннику волынского мотоспорта, тренеру ровенской „Радуги”, Константину Александровичу КРИШТАЛЮ, исполнилось бы 70 лет…

Давайте немного вспомним о спортивной карьере Константина КРИШТАЛЯ...

Константин Александрович Кришталь родился 11 апреля 1941 года в Волынской области. Но судьба распорядилась так, что после трёх лет, проведённых во Львове в армейском клубе, в составе которого стал чемпионом СССР в 1963 году, серебряным призёром – в дебютном лично-командном чемпионате СССР 1962 года и бронзовым призёром – в 1964 году, он приехал в Ровно, и остался здесь на всю жизнь.
Мастер спорта СССР по мотоциклетному спорту.

Константин Кришталь дважды стартовал в гонках личного чемпионата мира. В 1964 году один из континентальных четвертьфиналов проходил в Загребе. Трио наших гонщиков пропустило вперёд только польского спортсмена Анджея Выгленду, а Константин Кришталь с 12 пунктами поделил 3-4 места с Геннадием Куриленко. Через месяц в гонке континентального полуфинала, которая состоялась на львовском мототреке, он набрал 9 пунктов. Столько же было их ещё у троих гонщиков – Борис Самородов стал 5-м, чехословацкий гонщик Ярослав Вольф-младший – 6-м, а Константин Кришталь – 7-м, что вывело его в следующий раунд чемпионата. Но дорожка в чешских Сланах 20 июня 1964 года удачи ему не принесла, ведь было завоевано всего 1 очко, а это – только 16-е место. В 1965 году четвертьфинал опять проходил в одной из республик бывшей Югославии – на этот раз в столице Словении – Любляне. Двое ровенчан – Виктор Трофимов и Константин Кришталь, пробились в полуфинал, заняв с 10 пунктами каждый, соответственно 7-е и 8-е места. Радости добавляло то, что на наивысшей ступени пьедестала почёта стоял их товарищ Геннадий Куриленко, который был сильнее квартета польских гонщиков. К тому же гонка проходила 9 мая, и Победа, таким образом, праздновалась двойная. А Львов в следующем раунде обошёлся с нашими гонщиками более жестко. Несчастливая для Виктора Ивановича Трофимова львовская дорожка, и хорошо знакомый для Константина Кришталя трек стадиона СКА, вынесли обоим более суровый вердикт, оставив наш дуэт за бортом чемпионата.

В октябре 1963 года сборная СССР совершила турне в Польшу, где провела 5 товарищеских матчей с польской и чехословацкой сборными.
В составе нашей команды выступали ровенчане Виталий Шило и Константин Кришталь, которые в то время проходили срочную воинскую службу и представляли львовский клуб СКА-1.
Первая гонка состоялась 6 октября в Варшаве, и минимальное преимущество было на стороне наших гонщиков: СССР – 31 пункт, ЧССР – 30, Польша – 29. 8 октября в Гнезно команда СССР была второй с результатом 25 пунктов, хозяева праздновали победу – 44 очка, чехословацкие гонщики стали третьими – 21. 10 октября в Пиле сборная СССР опять была сильнее – 36 очков, Польша вторая – 34, и ЧССР третья – 19. 11 октября в Гожуве хозяева минимально победили – 33 очка, СССР – 32, ЧССР – 25. Последняя гонка в Гданьске оказалась победной для чехословацкой сборной – 37 очков, поляки стали вторыми – 33 пункта, и наши третьими – 20 очков. Виталий Шило набрал в этих гонках соответственно 6, 3, 2 та 1 очко (данных по гонке 10 октября нет), Константин Кришталь принимал участие в первых двух матчах, где набрал 1 и 4 пункта.

В 1964 году Константин Кришталь был в составе советской сборной (механик) во время первого турне в Англию.



В трёх матчах, проведённых с британцами, он не выступал, хотя на парад-представление на „Уэмбли” выезжал восьмым гонщиком на мотоцикле. Кроме этих встреч, наши гонщики участвовали ещё в некоторых гонках. Например, в Свиндоне, 10 июля, состоялась гонка пар, где стартовали Борис Самородов и Анатолий Грузинцев. А после её окончания, прошло ещё 4 заезда – The Stadium Scratch Race. В одном из них стартовал Константин Кришталь, правда, финишировал в нём последним:
1. Бриггс, Сйостен, Теодорович, Самородов. 73.4 сек.
2. Бретт, Бродбэнк, Грузинцев, Кришталь. 73.4 сек.
3. Кнутссон, Эшби, Пэндер, Янссон. 74.0 сек.
Финал. Кнутссон, Бриггс, Эшби, Бретт. 73.4 сек.


В 1964 году он принимал участие в гонке „Золотого Шлема” Чехословакии в Пардубице.

Участник гонки первого Мемориала на приз имени экипажа Игашова в 1968 году.

В мотогонках по гаревой дорожке Константин Кришталь защищал цвета команд:
„Карпаты-1” (Львов) – 1962 год;
СКА-1 (Львов) – 1963, 1964 гг.;
„Радуга” (Ровно) – 1965, 1966, 1967, 1969, 1970, 1971 гг.

В финалах личных чемпионатов страны выступал четырежды: в 1962 году в Уфе был 13-м, в 1963 во Львове – 5-м, в 1964 в узбецком Алмалыке –
7-м и в 1965 во Львове – снова 7-м.

Константин Кришталь неоднократно стартовал в личных чемпионатах Украины, но пока удалось установить его точное участие в чемпионате 1965 года, когда он представлял Волынскую область, Луцк, и, набрав 12 пунктов, занял 4-е место. Чемпионат тогда стартовал с 21 по 23 мая на ровенском мототреке и входил в программу ІІІ-й Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. По итогам чемпионата, была сформирована сборная Украины для участия в финальных соревнованиях первенства СССР по программе ІІІ-й спартакиады, куда вошла первая шестёрка:
1. Виктор ТРОФИМОВ (Ровно), „Радуга”.
2. Леонид ДРОБЯЗКО (Одесса), „Радуга”.
3. Сергей ЛЯТОСИНСКИЙ (Львов), СКА-1.
4. Константин КРИШТАЛЬ (Луцк), „Радуга”.
5. Афанасий КОВАЛЬЧУК (Ровно), „Радуга”.
6. Андрей ДЗЯДЫК (Львов), СКА-2.
В командном финале Спартакиады, состоявшемся накануне личного финала – 14 августа 1965 года, на львовском мототреке сборная Украины (Кришталь, Куриленко, Лятосинский) заняла 2-е место, но Константин Кришталь в гонке не стартовал…

Тренер ровенской „Радуги” – 1968-1979 гг.

Довольно-таки успешно Константин Александрович в первой половине 70-х годов выступал в мотогонках по льду на чемпионатах Украины. В 1970 году в Киеве на стадионе „Спартак” он стал чемпионом Украины в классе мотоциклов с объёмом цилиндров двигателя до 350 см3, и в составе команды Ровенской области завоевал золотую медаль. Через год, в Сумах, такой двойной успех был повторен.

В апреле 1979 года на одесском ипподроме сборная Ровенской области в составе – Александра Закусило, Бориса Фидруса, Анатолия Раевского, Бориса Горки и Владимира Симака (тренер Константин Кришталь) завоевала звание чемпионов Украины в мотогонках по ипподрому в командном зачёте.

После окончания карьеры спортсмена и тренера, Константин Александрович, по возможности, интересовался спидвеем, встречался с ветеранами.
А в сентябре 1992 года он снова выехал на гаревую дорожку ровенского мототрека, приняв участие в гонке „Большой Приз Ветеранов спидвея”.



На фото: № 1 Константин ДЕМАХИН (Москва), № 2 Константин КРИШТАЛЬ (Ровно).

И не важно, что результат оказался ближе к концу. Ведь само присутствие великих гонщиков на соревнованиях давало возможность молодёжи почувствовать незримую нить, которая связывает поколения спортсменов. А ведь сын Константина Александровича – Александр Кришталь, также стал гонщиком и защищал цвета ровенского „Сигнала” и пинского „Колоса”.

Но судьба повернула иначе, и сейчас в спидвее никого из Кришталей нет. Константин Александрович умер 14 января 2005 года, а сын как-то рано прекратил карьеру гонщика в силу каких-то явно неспортивных мотивов.

Сегодня хотелось бы, чтобы живые дети помнили о своих родителях, ведь они им дали жизнь, а распоряжаться ею будет Господь Бог, как и будет им судьёй.

Светлая  Вам память, Константин Александрович…
 

*

elvis

  • **
  • 25
Я видел его на дорожке в Уфе. Он выступал за СКА(Львов) вместе с Куриленко, Грузинцевым и Лятосинским. Была страшная заруба с "Уфой" (Уфа))) -Кадыров, Краев, Сафаров, Хайбрахманов. По-моему это был полуфинал Кубка СССР. Кришталь ,правда, показал худший в команде результат, но уж такие монстры тогда выступали.
      Да, и об особой атмосфере 60-х. Куриленко тогда отбывал службу в армии, но его все принимали как уфимца, несмотря на борьбу очко в очко на протяжении всей гонки.