Любители гаревого спидвея недавно распрощались с сезоном 2014 года, который стал для любимой команды «Мега-Лада» вновь золотым.
Наши ребята оказались лучшими в командном чемпионате России. И все чаще в этом сезоне звучала фамилия Виталия Белоусова, который совсем недавно был юниором, а в этом году для золота команды «наездил» больше всего очков. Плюс к этому – третье место в личном чемпионате страны. Еще в 2011 году Виталий стал бронзовым призером личного чемпионата Европы среди юниоров.
Последняя гонка с «Турбиной» была 1 октября, на треке вновь «зажигал» Белоусов, но когда мы договаривались о встрече, с удивлением узнали, что Виталий еще продолжает лечение после травмы в Балаково.
– Виталий, так ты к нам на встречу прибыл после капельницы?! Как же ты 1 октября на трек вышел?!
– Да нормально я себя чувствовал, не будем про мои болячки, ладно?
– Хорошо. Тогда расскажи, когда в первый раз сел на мотоцикл?
– В 6 лет. Мой папа работал на заводе и там занимался в секции мотогонщиков. И сначала он сделал мотоцикл из подручных средств (тогда же не было ничего – мотор от мопеда, литые колеса, без передачи) для моего старшего брата. Но тот как-то к нему не прикипел, а тут я подрос и стал учиться кататься. Это было в Каменске-Уральском Свердловской области. Папа со мной теперь механиком ездит на все гонки.
– Виталий, я тут вычитала, что когда-то (а тебе скоро всего 22 исполнится) ты был серебряным призером кубка России по эндуро. Это что такое?
– Эндуро – гонки на кроссовых мотоциклах по пересеченной местности. Я же раньше профессионально занимался мотокроссом, где-то лет до пятнадцати. Меня пару раз приглашали на эндуро, у нас же Уральские горы, интересно было там соревноваться. А я вообще поехал туда не за результатом, а за интерес.
– А школу ты успел закончить?
– Конечно, 11 классов. В последних классах уже приходилось много ездить, пропускал занятия, но мне очень помогла мама, она была учителем математики. Поэтому с ЕГЭ у меня получилось все нормально, и потом я поступил в институт, сейчас учусь на заочном отделении по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Если вдруг не заладится в спорте, мало ли что, профессия уже будет. Сейчас уже на четвертом курсе.
– Ты начинал в команде по гаревому спидвею в Каменске-Уральском. Сейчас этой команды нет.
– К сожалению. Как говорят, нет финансирования и гаревого клуба нет. Остался ледовый спидвей и мотокросс.
– Ты же пробовал себя и на льду, почему все-таки остановился на гаревом спидвее?
– Да, я два сезона пробовал себя на льду. Но потом пришел к выводу: везде не успеть, надо сосредоточиться на чем-то одном. И потом – на гари и по льду техника езды очень разная, чувство мотоцикла, посадки. Для меня оказался сложным переход со льда на гарь и обратно. На гари гонщик едет в занос, а на льду наклоняет мотоцикл на колено за счет шипов. При переходе со льда на гарь теряется чувство уверенности, по крайней мере, у меня так было. Поэтому я остановился на гаревом спидвее.
– Виталь, ну ты выбрал не самый безопасный вид спорта. Сколько травм у гонщиков! Ты вот еще на мотокроссе ключицу себе сломал, это тебя не остановило?
– Нет.
– Неужели мама не отговаривала?
– Она говорила: «Пока маленький, пусть покатается». А потом уж говорить стало не о чем, я всерьез увлекся спидвеем. Спидвей – это такой вид спорта, если не будешь рисковать, ничего не добьешься. Конечно, после очередной травмы голова уже по-другому думает: начинаешь просчитывать ситуацию. Но потом опять втягиваешься и про всякие риски со здоровьем забываешь. Вот перед гонкой 1 октября на тренировке я чувствовал зажим, инстинкт самосохранения включился. Да и на самой гонке еще чувствовал себя немного зажатым.
– Но все равно больше всех очков привез. А вот в финал не попал.
– Дождик прошел, мотоцикл просто буксовал, при этом на жеребьевке я вытянул третью дорожку, с нее сложно было стартануть. В этой гонке самой лучшей была первая дорожка, победитель мемориала Андрей Кудряшов из Балаково сам сказал, что ему очень повезло при жеребьевке: выпала первая дорожка, достанься она кому другому, возможно, Андрей и не стал бы победителем. У нас на треке очень интересная и трудная траектория, зачастую на победу играют старт и первый поворот. И практически очень трудно обогнать по внешнему радиусу, реальнее – по внутреннему. А на европейских стадионах – наоборот.
– Виталий, ты же у нас в Тольятти давно?
– В команде «Мега-Лада» я с 2009 года, и в этом году был первый взрослый сезон. И я остался им доволен: все цели, которые я перед собой ставил, были достигнуты. Во взрослом сезоне ошибки уже не прощаются, и я старался их не делать. Да и вообще я считаю, что спортивный клуб «Мега-Лада» – лучший в России. Состоять в нем престижно. Вот 18 октября буду принимать участие в парном чемпионате Европы. Поедем втроем: Артем Лагута, Денис Гизатуллин и я.
– Есть ли кумир у тебя в спидвее?
– Я бы не сказал, что есть один человек. Я смотрю практически все гонки, особенного европейского и мирового класса. У каждого гонщика есть своя изюминка, вот я и стараюсь все это лучшее перенять. В России же мне нравится, как ездят Гриша Лагута, Эмиль Сайфутдинов, у них особый стиль езды.
– А у мотогонщиков прижилась поговорка: «Наглость – второе счастье»? Это к вопросу о стиле езды?
– Конечно. Каждый хочет быть первым.
– А ты себя наглым на гонке считаешь?
– Нет, пока мне этого не хватает (смеется. – Авт.) У меня более аккуратный стиль, хотя понимаю, что иногда и надо бы включать агрессию.
– Ты бываешь за границей. Где, на твой взгляд, спидвей получил наибольшее развитие?
– В Польше спидвей – спорт номер один. И он держится в основном за счет спонсоров. У нас, к сожалению, в стране не так много поклонников спидвея, которые могли бы вложиться в этот вид спорта. Зато болельщиков много, когда трибуны полные, мы чувствуем поддержку зрителей, это здорово.
– Виталий, ну неужели ни разу не было страшно?
– Ну если я с детства гоняю, про страх как-то и забываешь. И вообще без падений ездить не научишься. Вот говорят: «Спидвей – опасный спорт», а по улице идешь и тебе кирпич на голову упадет, это как? На улицу не выходить, что ли, это же опасно? На дороге можно под машину попасть. Если так себя накручивать, то жить вообще опасно.
– Какая гонка для тебя была самой памятной?
– На чемпионате Европы среди юниоров, который проходил в Словении. Жара – 35 градусов, состав очень сильный, в финал из России я попал один, было много падений, остановок заездов, и все решалось в доли секунды. Были перезаезды, в результате у меня третье место. И мне эта бронзовая медаль очень дорога. В этом сезоне у меня была «дикая карта» на чемпионате Европы, этап которого проходил в Тольятти. И гонщики были опытнее и технически оснащеннее. В одном заезде мне удалось объехать самого Ники Педерсена, пусть я и не занял призового места, но для начала неплохо...
Да, конечно, неплохо, Виталий! У тебя впереди еще немало стартов и побед, мы в этом уверены, все только начинается. И 18 октября мы будем держать за тебя кулачки, за победу.
Полина Никитина
Газета "Городские ведомости"