Speedway Forum им. С.Рыжковича

Мировой спидвей => История мирового спидвея => Тема начата: chdamir от 26.11.2023, 19:45

Название: История спидвея
Отправлено: chdamir от 26.11.2023, 19:45
Не нашёл темы по истории мирового спидвея. Заведу.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 26.11.2023, 20:07
Помогите с переводом!
Может, кто достаточно знает английский и заинтересуется.

Вот ссылка на исходную статью - http://www.vintagespeedway.com/Maitland3.html.

Приложил в файле "Maitland3_en.txt" текст по-английски, а в "Maitland3_ru.txt" текст по-русски.

Особенно непонятный момент, что может иметься в виду под "the broadsiding art". Это "искусство прохождения поворотов"? Или это подразумевается аттракцион "мотогонки по стене", который раньше ездил, наверное, по всем странам.

Вот абзац на английском:
Sydney in opposition to Newcastle was a flop. I lost all my money. The Huntings Brothers, who later promoted meetings in London had opened Davies Park in Brisbane, my riders left to teach Vic Huxley, Frank Arthur and the Queensland lads the broadsiding art.

Вот что у меня получилось на русском с помощью гугл-транслейт:
В отличии от Ньюкасла в Сиднее у меня был провал. Я потерял все свои деньги. Братья Хантингс, которые позже организовывали гонки в Лондоне, открыли тогда Дэвис-парк в Брисбене, и мои гонщики переметнулись обучать Вика Хаксли, Фрэнка Артура и ребят из Квинсленда искусству броадсайдинга (the broadsiding art).
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Ja-Jacek от 26.11.2023, 20:47
my riders left to teach Vic Huxley, Frank Arthur and the Queensland lads the broadsiding art = мои гонщики уехали обучать Вика Хаксли, Фрэнка Артура и ребят из Квинсленда искусству поворотов по борту.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 26.11.2023, 21:04
my riders left to teach Vic Huxley, Frank Arthur and the Queensland lads the broadsiding art = мои гонщики уехали обучать Вика Хаксли, Фрэнка Артура и ребят из Квинсленда искусству поворотов по борту.
А! Спасибо, Яцек!
Посмотрел карту и стало понятно. Квинсленд - другой регион Австралии. Это они уехали от него из Сиднея, региона "Новый Южный Уэльс", с юго-востока Австралии на северо-восток. И значит всё-таки перевод будет "искусство прохождения поворотов".
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 26.11.2023, 21:10
my riders left to teach Vic Huxley, Frank Arthur and the Queensland lads the broadsiding art = мои гонщики уехали обучать Вика Хаксли, Фрэнка Артура и ребят из Квинсленда искусству поворотов по борту.
А ты случайно не сталкивался с выражением "back to the bush" в английском (обратно в кусты)? Там, наверное, есть второй смысл. И, наверное, есть похожее выражение в русском языке с похожим вторым смыслом (может быть, "обратно к разбитому корыту").

Извиняюсь, тема пока получается не про спидвей, а про переводы.))

Название: Re: История спидвея
Отправлено: Ja-Jacek от 26.11.2023, 21:45
ты случайно не сталкивался с выражением "back to the bush" в английском
Это идиома. У них таких много в английском. Означает "вернуться в далекое прошлое", затем к разбитому корыту тоже )))
Название: Re: История спидвея
Отправлено: A.N. Onym от 27.11.2023, 07:28
Особенно непонятный момент, что может иметься в виду под "the broadsiding art". Это "искусство прохождения поворотов"? Или это подразумевается аттракцион "мотогонки по стене", который раньше ездил, наверное, по всем странам.
Так тут даже с картинкой
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 27.11.2023, 23:50
#100летСпивею

Чтобы было ближе к теме, выложу ещё одну статью, уже текстом, а не файлом. Может, кому-то так удобнее.

Вот ссылка на исходную статью - http://www.vintagespeedway.com/Roarin.html.

Преобразовано в текст при помощи  "Google lens".
Переведено при помощи "translate.google.ru" с добавкой собственной попытки улучшить этот перевод.

Это отрывки из книги "отца спидвея" Джона С. Хоскинса (книга опубликована в 1930 году).

(https://turbinabalakovo.ru/history/1930_Hoskins_Eng.jpg)

Источник фото - https://bradfordsporthistory.files.wordpress.com/2015/07/johniehoskins-cr-optimised-500.jpg.



КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ.

Сама идея была не новой. Гонки на мотоциклах проводились в том или ином виде с того дня как появились мотоциклы. Но гонки по коротким гаревым дорожкам действительно были новинкой, а при электрическом освещении определенно были открытием.

Как-то воскресным утром в октябре 1923 года семь человек, включая меня, собрались на ипподроме выставочной площадки, чтобы попробовать погоняться. Я был на своём стареньком «Триумфе» с ременным приводом и ехал на полную мощность; но парень по имени Билл Крэмптон проехал мимо меня на «Нортоне» так быстро, так перепугал меня, что я сошёл с трассы. Я спрыгнул с "коня" и уставился на него наполовину с удивлением, наполовину с восхищением.

Из-за забора появлялись головы. Люди, идущие в церковь, останавливались и смотрели; один из моих сорока двух членов комитета (*сельскохозяйственного общества; где Хоскинс был секретарём) перепрыгнул через забор, чтобы посмотреть, откуда такой шум, и чуть не потерял сознание на месте.

Это было рождение гонок по гаревой дорожке в той форме, в которой мы знаем их сегодня. И, кстати, это был единственный случай, когда я принимал участие в гонках в качестве гонщика! Это прекрасный вид спорта, но как по мне, то слишком опасный.

Новости распространяются, как лесной пожар по сельской местности, и когда мы впервые устроили пробные гонки, то у нас собралось немало публики. А когда мы уже проводили полноценные гонки, то люди приезжали за сотни миль, чтобы их увидеть.

Я должен попросить тех из вас, кто сегодня знаком с этим видом спорта и знает меры предосторожности, которые принимаются для защиты гонщиков от травм, представить себе гонки без защитного ограждения, без кожаной одежды (*защитной экипировки), без гаревого трека и без ограничений на лошадиные силы!

ПЕРВЫЕ ЗАЕЗДЫ БИЛЛИ ЛАМОНТА.

Парни-первооткрыватели приняли этот спорт таким, каким он тогда был, абсолютно сырым. Они сняли пальто, засучили рукава, поплевали на руки и взялись переворачивать мир!

Большие мощные моторы, такие как Harley и Indians, конкурировали с маленькими работягами типа 24 A.J.S. Мотоциклы всех марок и гонщики всех типов выстраивались на старте каждый вечер, но не ради огромных сумм, которые выплачиваются сегодня, а ради призовых в размере пяти фунтов, без денег за участие, без возмещения расходов, фактически за «нет ничто»! Позже призовые у нас подросли до 40 фунтов и оставались на этом уровне в течение двух лет. Если человек побеждал, то получал призовые, а если не побеждал, то ничего не получал, вот и всё.

Мы были одни в этом бизнесе — мы объявляли свои правила и придерживались их. Мы принимали к участию любых гонщиков, и вскоре у нас в программе было от пятидесяти до шестидесяти гонщиков за вечер. Наши соревнования часто заканчивались уже в 23.45.

Многие парни ездили на своих повседневных мотоциклах, полностью оснащенных фарами, брызговиками, наборами инструментов и другими дорожными причиндалами. Мы не позволяли ни одному гонщику ставить ноги на землю, чтобы удобнее проходить повороты и поправлять занос. Любой кто отрывал ноги от подножек был либо дисквалифицирован, либо оштрафован. Было много аргументов как за, так и против этого правила, но мы поначалу не хотели его менять. Что действительно заставило нас изменить своё мнение, так это инцидент, произошедший во время единственной встречи, состоявшейся на ипподроме Резерфорда в Мейтленде. Кстати, именно на той встрече впервые появился ныне известный международный гонщик Билли Ламонт. В заезде на одну милю Билл получил 15-секундный штраф на старте, но выиграл тот заезд.

На том специальном благотворительном соревновании мы в качестве трюка устроили гонку «Аэроплан против мотоцикла». Аэроплан выиграл и был объявлен победителем, но как только было сделано это объявление, шутник в толпе закричал:
«Аэроплан дисквалифицирован!»
«Почему?» раздался другой голос с трибуны.
Ответ последовал моментально, как вспышка: «Он задевал землю своими проклятыми ногами!».

Сила очередной насмешки дала о себе знать, и с тех пор это правило нами было отменено.

Гонки у нас значительно улучшались; ускорение работы и повышение безопасности были одними из первых результатов.

ПЕРВЫЙ БОРТ БЕЗОПАСНОСТИ.

Фаворитами на трассе Мейтленда были Билли Ламонт, ездивший на AJS с очень высокой рамой, Чарли и Джим Датсон на больших Harley и Norton, а иногда и Сесил Браун из США и Томми Бенстед.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1930_Charlie_Datson.jpg)
Чарли Датсон, один из знаменитых братьев Датсон, которые выступали на гонках в 20-х и 30-х годах, включая те первые встречи на выставочной площадке Западного Мейтланда (Вест Мейтланда).

Билу было всего около шестнадцати лет, и его моторы никогда не были достаточно быстрыми. Он наезжал прямо на борт, который был очень низким, и часто выбивал программки из рук зрителей. Он наклонялся вперёд на своем мотоцикле и ехал на нём, как жокей на скачках, поднимаясь только после финиша.

В те дни у нас было немало аварий, и чудом сейчас кажется то, что их тогда не было больше. Ничто не мешало кому-то наткнуться на столбы или врезаться в частокол перед трибуной.

Было довольно сложно убедить сельскохозяйственное общество потратить достаточно денег на оборудование трассы. Вся прибыль тратилась на ремонт заборов, ремонт трибун, строительство новых навесов для лошадей и крупного рогатого скота на ежегодной выставке и на общее улучшение территории.

Однако одно улучшение на трассе нам тогда пришлось внести. Стало абсолютной необходимостью какое-то защитное ограждение, поэтому мы провели заседание комитета на месте, и по совету Томми Бенстеда было решено попробовать дощатый бортик высотой около фута (*30 см.) вдоль нижней части ограждения. Это предотвратило множество аварий. Гонщики касались этой доски подножками и отбрасывались обратно на трассу. Но всё-таки очень популярный парень по имени Джордж Кирквуд повредил тогда колено, ударившись им о столб выше бортика.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1925_Maitland.jpg)
Мейтланд, 1925 год. Фото со страницы http://www.vintagespeedway.com/Maitland.html.

БЕЗ СТРАХОВКИ.

Большую часть первого сезона медицинской страховки не было, и никакие расходы никому не возмещались. Однако мы обнаружили, что этот вид спорта обходился гонщикам так дорого, что они не могли продолжать заниматься этим. Поэтому мы устраивали благотворительные карнавалы, чтобы пополнить фонд гонщиков, и с каждого входного билета отчисляли 2 шиллинга в этот фонд.

Эта система работала очень хорошо, и мы всегда могли выплачивать около 2 фунтов стерлингов в неделю недееспособным гонщикам, пока они не вернутся на трассу.

Мы возмещали расходы на транспортировку машин из Ньюкасла и Сесснока в Мейтленд на расстояние около двадцати пяти миль, если участники предъявляли свои грузовые билеты. Часто возникала значительная путаница с оплатой этих сборов, которые составляли около 4 шиллингов. Я только на днях говорил об этом с Чарли Стикпевичем, который был одним из тех первых, ездивших по грунтовой дороге. Он вспоминал, что часто, когда шёл за своими деньгами, обнаруживал, что кто-то другой «нашёл» (*спёр) его билет.

Наверное, денежная часть была у нас не очень тщательно организована. И я уверен, что если бы гонщикам в Англии сегодня (*1930г.) предложили менее 5 шиллингов на возмещение расходов и экипировку, то было бы много неприятностей!

Тем не менее, гонщики в те дни, казалось, считали, что всё было приемлемо, а публика, безусловно, наслаждалась зрелищем. Если бы вы спросили кого-нибудь на улице, на что была похожа предыдущая гонка, он, вероятно, ответил бы: «О, чудесно — пять аварий, двое парней доставлены в больницу, а ещё один — с прекрасными синяками вокруг глаз!» или еще: «О, не такая уж великая гонка. Было всего пару падений, но никто не пострадал», что заставляет думать, что общественность больше беспокоилась о падении гонщиков, чем о том, чтобы стать свидетелем хороших финишей в борьбе, что просто показывает, как всё изменилось с тех пор.

Однажды где-то рядом были военные сборы, и несколько сотен мужчин в форме оказались у нас на гонке. Они наслаждались зрелищем, когда один из гонщиков, кажется, это был Ламонт, врезался в забор и совершил полное сальто со своим мотоциклом. Мотоцикл перелетел через ограждение и попал прямо в их строй. Через пять минут это место напоминало поле боя, десятку с лишним военных оказывалась мед.помощь.

ПОКУПКА ОПЫТА.

Через несколько гонок тот же Джордж Кирквуд потерял ногу, и мы пришли к выводу, что необходимы ещё какие-то меры предосторожности. В результате было установлено ещё одно ограждение, которое, насколько мне известно, существует и по сей день.

Следует помнить, что мы были первооткрывателями и поэтому нам приходилось платить за свой опыт. Спросите любого из парней, которые поддерживали меня в те дни, и они расскажут вам о тех всевозможных травмах, которые им пришлось пережить. Однако мы делали всё, что могли, и сразу же, как только обнаруживали необходимость в улучшениях, вносили их. Всякий раз, когда гонщики указывали нам на новые моменты, мы принимали правило, чтобы не допускать повторения этого. Когда мы обнаруживали, что правила не работают, мы их исключали. Конечно, были моменты, для которых мы не могли принять правила, а были обращения, которые мы и вовсе не могли принять.

Один гонщик подходил и говорил: «Трасса слишком жёсткая, почему бы тебе ее не порыхлить?» Через пять минут подходил другой и умолял меня держать трассу твёрдой: «Чем твёрже, тем лучше», — говорил он. То же самое происходит и сегодня. Невозможно угодить всем, и то, что подходит одному гонщику, никогда не подойдёт другому.

Затем у нас было увлечение бэнкингом. Никто особо не разбирался в этом, но казалось вполне разумным предположение, что это дополнительно обеспечит большую степень безопасности и, безусловно, позволит увеличить скорость. Мы подняли одну сторону дорожки, но нашли новую причину для жалоб. Одна сторона была наклонена, а другая была ровной, и это, конечно, делало трассу очень сложной для езды.

(https://turbinabalakovo.ru/history/Banking_ra_douglas_motordrome_600.jpg)
Бэнкинг. Мельбурн, 1925 год. Источник фото - https://www.douglasmotorcycles.net/index.php?topic=5077.msg21105#msg21105.
Вираж c наклоном от 9° до 33° (англ. banking, рус. бэнкинг) - https://bit.ly/banking_moto.


#100летСпивею


Название: Re: История спидвея
Отправлено: Олег Л от 28.11.2023, 05:16
Интересно!
Единственое что я то ли я не нашел, то ли в тексте нет : где это происходило.
Страна, видимо, Австралия, а место действия?
Вообще это больше похоже на ипподромные гонки, тем более -  правило "ноги" туда же.
Честно говоря, ипподромные я видел всего раз или два, причем скорее всего по ТВ и отнюдь не в 21 веке.

Попутный вопрос знатокам:
Мне приходилось смотреть видео и это уже в 21 веке, где гоняют на мотиках по сильно профилированному (бэнкинг примерно как на овале в Монце) земляному треку. Вроде бы в Америке и вроде бы не совсем ретро, ибо в цвете.
Кто-нибудь знает вас ис дас? Что за гонки?

Честно говоря, совершенно не помню где я это видео смотрел, но на 90 процентов в Интернете, а не по ТВ.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 28.11.2023, 23:31
Вот ссылка на исходную статью - http://www.vintagespeedway.com/Maitland3.html.
...
Особенно непонятный момент, что может иметься в виду под "the broadsiding art". Это "искусство прохождения поворотов"? Или это подразумевается аттракцион "мотогонки по стене", который раньше ездил, наверное, по всем странам.

Вот абзац на английском:
Sydney in opposition to Newcastle was a flop. I lost all my money. The Huntings Brothers, who later promoted meetings in London had opened Davies Park in Brisbane, my riders left to teach Vic Huxley, Frank Arthur and the Queensland lads the broadsiding art.

Вот что у меня получилось на русском с помощью гугл-транслейт:
В отличии от Ньюкасла в Сиднее у меня был провал. Я потерял все свои деньги. Братья Хантингс, которые позже организовывали гонки в Лондоне, открыли тогда Дэвис-парк в Брисбене, и мои гонщики переметнулись обучать Вика Хаксли, Фрэнка Артура и ребят из Квинсленда искусству броадсайдинга (the broadsiding art).

#100летСпивею

По вопросу "где это происходило" отпишу текст из файлов второго поста напрямую в этот новый пост, а то там файлами незаметно, конечно.

Опять "Google lens" + "translate.google.ru" + свой жизненный опыт и свой вкус, какие есть.
Это отрывки из какого-то интервью "отца спидвея" Джона Хоскинса, но год не знаю.

Ссылка на источник - http://www.vintagespeedway.com/Maitland3.html.



(https://turbinabalakovo.ru/history/Maitland3_img.jpg)
Джонни Хоскинс. Горе отправило меня в Западный Мейтленд.

Джон Хоскинс.

Горе отправило меня в Западный Мейтленд.

В третий раз я приехал в Сидней с деньгами и большими надеждами. И в третий раз Сидней принёс мне только горе, разорил меня.

Я тихо стоял на Джордж-стрит, пересчитывая оставшиеся шиллинги и задаваясь вопросами. Почему я не принял партнёрство в гараже Вагга-Вагга? Почему я не женился на молодой и красивой сестре скваттера и не получил полностью готовые 10 000 акров земли недалеко от Тамбо на центральном западе Квинсленда? Почему я не пошел сниматься в кино с Перси Уидоном в Порт Дарвине. Почему? Почему? Почему?

«Ну что ж, снова в кусты» (*обратно к разбитому корыту) — подумал я и неторопливо пошёл с сумками к оживленному центральному железнодорожному вокзалу, решив сесть на первый поезд из Сиднея.

Я выложил все свои деньги перед изумлённым клерком и небрежно сказал: «Дайте мне билет настолько далеко, насколько позволит мне эта ставка».

«Ничего себе! Ты не знаешь, куда хочешь отправиться?» — сказал он очень удивлённым и вопросительным голосом.

«Да. Не знаю. И мне всё равно, лишь бы выбраться из этого чёртового Сиднея.»

«Что не так с Сиднеем? Это прекрасный город! Но. Вот билет, который доставит тебя в Вест-Мейтленд. А вот ещё два пятака сдачи.»

(https://turbinabalakovo.ru/history/2023_Maitland_2_600.jpg)
Мейтленд (Maitland), Штат Новый Южный Уэльс, Австралия. На карте - https://goo.gl/maps/kVy8iuF8a9chroJj9.

В Вест-Мейтленд я прибыл во второй половине дня, на выходе подозвал сонного извозчика и с напускной уверенностью попросил отвезти меня в неплохой отель.

И тут судьба приложила свою руку. Плетясь в повозке за старой клячей я заметил на тротуаре двух давних друзей, Перси Уидона и его напарника из Дарвина.

Они заплатили извозчику, познакомили меня с владельцем отеля и приняли меня как давно потерянного брата. Им принадлежала местная картинная выставка. Так что вскоре я тут запустил большую благотворительную спортивную программу, бокс, уличные ларьки и многое другое, и добился большого успеха.

Затем последовала вакантная должность секретаря в комитете местной ежегодной сельскохозяйственной ярмарки. В то время я купил себе мотоцикл.

И вот тогда я предложил им проводить мотогонки на ярмарке. Комитет категорически отвергал эту идею, но я настаивал на своём. В конце концов я рискнул своей работой, самовольно пригласив однажды на утро воскресенья около двадцати парней на мотоциклах покататься со мной на конной беговой дорожке, которая была на площадях ярмарки.

Шум заставил членов комитета вылезти из кроватей, а вскоре возле дорожки собралась целая толпа. В тот раз я гонялся на мотоцикле с ребятами первый и последний раз. Они проносились мимо меня на моём стареньком «Триумфе» так быстро и так опасно близко, что я поклялся никогда больше не участвовать в гонках. Это единственное обещание в жизни, которое я сдержал.

КАРНАВАЛ

В середине лета 1923 года (*в декабре в Австралии лето) перед огромной толпой был организован первый «Карнавал электрического света», включающий «танцы на траве и гонки на мотоциклах».

Вскоре для гонок на мотоциклах мы придумали короткое название «Спидвей» и стали проводить соревнования еженедельно.

Мы почти не платили призовых. У нас не было ни страховки, ни защитного ограждения, ни громкоговорителей, а вместо электро-прожекторов дорожку нам освещала луна. Гонщики гонялись в основном без шлемов, перчаток, очков и кожаной одежды (*защитных комбинезонов). Грязь из под колёс летела им прямо в лицо. Они ехали с закатанными рукавами и обе ноги держали на подножках, по трассе длиной в треть мили (* 1/3 австралийской мили = 533 метра). Стартовали с толчка по выстрелу пистолета, на таких мотоциклах, которые теперь не получится увидеть даже в музее. Они просто снимали фары и тормоза со своих повседневных мотоциклов. После гонок везунчики устанавливали всё обратно и отправлялись на ночь домой, а кому не повезло проводили ночь в боксах или загонах для скота на выставочной площадке, ожидая рассвета, а утром все снова собирались вместе на гонки.

Проведя два сезона в Мейтленде, я перебрался в Ньюкасл (*город в несколько раз больше). Там в районе Гамильтон был полумильный трек (*800 метров). Билли Ламонт, Датсоны, Спрутс Элдер, Эдди Бринк, "американская звезда" (*Сесил Браун) и все наши ребята из Мейтленда подтянулись ко мне за большими деньгами. Главный приз уже был 500 фунтов стерлингов.

(https://turbinabalakovo.ru/history/Billy_Lamont_600.jpg)
Билли Ламонт. Предположительно Англия, 1930-е. Источник фото - https://collections.slsa.sa.gov.au/resource/B+40525.

Затем я собрался в Сидней на королевскую ярмарку, хотя мне предлагали остаться и 5000 фунтов за 50%-ю долю (*видимо, в Ньюкасле).

ПОТЕРЯННЫЕ ДЕНЬГИ

Но в отличии от Ньюкасла в Сиднее у меня случился провал. Я потерял все свои деньги. Братья Хантингс, которые позже организовывали гонки в Лондоне, открыли тогда Дэвис-парк в Брисбене (*около 1000 км. от Сиднея), и мои гонщики уехали туда обучать Вика Хаксли, Фрэнка Артура и ребят из Квинсленда искусству прохождения поворотов.

Так в четвёртый раз Сидней меня разорил. Я был тогда женат, с двумя маленькими сыновьями и оказался без работы. Я поехал в Перт, имея в кармане всего 1 фунт, организовал гонки по спидвею там на ярмарке и за месяц получилось заработать почти 1000 фунтов (*средний годовой заработок австралийца того времени).

Возможно, мне суждено было переехать в Англию ради спидвея. Я приехал с первой группой гонщиков в начале 1928 года. Остальное знают те, кто постарше (*первые гонки в Англии оказались настолько успешными и востребованными, что уже на следующий год, 1929-й, состоялся первый командный чемпионат Англии по спидвею из 11 команд, https://bit.ly/1929_English_Speedway).

Ваши современные гонщики, при всём своём мастерстве, просто сладкие булочки по сравнению с теми первыми ребятами, с кем мы сообща создавали правила, приспосабливали мотоциклы и закладывали основу для финала чемпионата мира, главного события в спидвейном календаре.


(https://turbinabalakovo.ru/history/1996_Maitland_track.jpg)
1996 год. Ярмарочные площади Мейтленда. Большой трек слева, полумильный, примерно повторяет первоначальный контур трассы, использованной в 1923 году. Маленький трек справа — тренировочная дорожка для лошадей. "Кубок Джона Хоскинса по спидвею" был вновь проведён на этом треке в декабре 1996 года. Источник - http://www.vintagespeedway.com/Maitland.html.

#100летСпивею



Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 29.11.2023, 00:16
Интересно!
Единственое что я то ли я не нашел, то ли в тексте нет : где это происходило.
Страна, видимо, Австралия, а место действия?
Вообще это больше похоже на ипподромные гонки, тем более -  правило "ноги" туда же.
Честно говоря, ипподромные я видел всего раз или два, причем скорее всего по ТВ и отнюдь не в 21 веке.

Попутный вопрос знатокам:
Мне приходилось смотреть видео и это уже в 21 веке, где гоняют на мотиках по сильно профилированному (бэнкинг примерно как на овале в Монце) земляному треку. Вроде бы в Америке и вроде бы не совсем ретро, ибо в цвете.
Кто-нибудь знает вас ис дас? Что за гонки?

Честно говоря, совершенно не помню где я это видео смотрел, но на 90 процентов в Интернете, а не по ТВ.

Спасибо!
Почему-то вчера постеснялся спросить, что такое бэнкинг (banking).
Сейчас нагуглил - https://bit.ly/banking_moto.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Олег Л от 29.11.2023, 05:03
Да! Эпоха романтизма!
Все это мне напоминает первые шаги авиации.

Аппараты летательные, исходы летальные.
Что звалось самолетом не летало само,
Было страшно далеким, как чужое письмо.
(Р.Рождественский)

Спасибо, Дамир, я этого не читал и было очень интересно.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Ja-Jacek от 29.11.2023, 06:08
Спасибо, Дамир, я этого не читал и было очень интересно.
Присоединяюсь к каждому слову. Спасибо, Дамир.
ПС. По моему, перевод отличный, на пять!  :good:
Название: Re: История спидвея
Отправлено: awn55 от 29.11.2023, 21:15
Присоединяюсь к каждому слову. Спасибо, Дамир.
ПС. По моему, перевод отличный, на пять!  :good:
Присоединяюсь, спасибо, очень интересно, это глубокая история!
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 29.11.2023, 23:39
#100летСпивею

Чтобы мёдом не казалось.)
С того же сайта. Ещё один "отец спидвея", Джим Кэмерон ("дети лейтенанта Шмидта").
Отрывок из программки гонки в Мейтленде 1947 года.

Те же "google lens" (из картинки в текст) + "translate.google.ru" (с английского на русский) + мои доводки (возможно, иногда ошибочные; можно перепроверить по оригиналам).

Ссылка на источник - http://www.vintagespeedway.com/Maitland2.html.



Подпись под фото в исходной статье: Джим К. КЭМЕРОН - отец гаревых мотогонок.

РОЖДЕНИЕ СПИДВЕЯ

Мейтленд считают родиной современных гонок по коротким грунтовым трекам, поскольку именно здесь в 1923 году возник этот спорт смельчаков под названием «спидвей».

«Отцом» «ребёнка» был мистер Джим Кэмерон, который в значительной степени способствовал оборудованию грунтовой дорожки на трассе ярмарки Мейтленда, а «нянькой» был «Ревущий Джон Хоскинс», который в то время был секретарём Сельскохозяйственного Общества долины реки Хантер.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1930_Cameron_600.jpg)
1930, Джим Камерон, любитель мотоциклов и собак, Мейтленд-парк. Источник фото - https://www.flickr.com/photos/98887654@N05/12331024445/in/photostream/.

После двух блестяще успешных лет Хоскинс покинул Мейтленд, и один сезон управлял треком в Ньюкасле. Потом в начале 1926 года он открыл "Королевский Спидвей" при "Королевском Сельскохозяйственном Обществе" в Сиднее. А ещё через год он отправился в Перт, где открыл новый трек в Клермонте, в нескольких милях от города. В 1928 году он отплыл в Англию и сыграл ведущую роль в организации спидвея на Уэмбли.

Сельскохозяйственное Общество "Хантер-Ривер" впервые провело мотогонки на ярмарке в 1923 году, тогда ещё по травяной трассе. Но в следующем году была подготовлена ровная гаревая дорожка.

Потом 17 октября 1925 года  на смену гари пришла нынешняя (*1947г.) грунтовая дорога с насыпкой, которая была устроена по планам, подготовленным г-ном Кэмероном и покойным г-ном С.Г.Клифтом, и стоила она почти 1000 фунтов стерлингов.

Одним из величайших вечеров в истории спидвея Мейтленда стала суббота, 21 февраля 1925 года, вечер Мейтлендского дерби. Тогда на стадионе собралось более 20 000 зрителей.

Среди гонщиков, которые в те дни «завоевали свои шпоры» (* "завоевали звание рыцаря" = стали победителями) на треке Мейтленда, были братья Датсон, Эрни Бак, Билли Ламонт, Томми Бенстед, Пэдди Дин, Пэт Хэмилтон и многие другие, которые неделю за неделей восхищали огромное число людей своими потрясающими гонками, мастерством и смелостью.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1926_Paddy_Dean_600.jpg)
1926 Пэдди Дин. Источник фото - https://www.douglasmotorcycles.net/index.php?topic=5077.0.

(https://turbinabalakovo.ru/history/Paddy_Dean_600.jpg)
Пэдди Дин. Источник фото - https://collections.slsa.sa.gov.au/resource/B+40535.

Сегодня чемпионов становится больше, а завтра их будет ещё больше. Компания "Спортинг Энтерпрайзес лтд.", пользуясь вашим покровительством, надеется представить их вам и таким образом возродить спорт, который Мейтленд впервые открыл миру.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1930_Members_of_Maitland_Motor_Cycle_Club_600.jpg)
1930, члены мотоклуба Мейтленда, Мейтленд-парк. Источник фото - https://www.flickr.com/photos/98887654@N05/12331021195/in/photostream/.



По гонке 21 февраля 1925 года попалась дополнительная информация, но пока это только в виде текста на интернет-странице, а не что-то немного более основательное (книга, журнал, программка).

Источник - http://www.defunctspeedway.co.uk/misc.htm.

«Помимо обычных встреч по спидвею в Мейтленде, в течение года проводились карнавалы по спидвею с целью сбора денег для местных благотворительных организаций. В субботу, 21 февраля 1925 года, на карнавале "Maitland Speedway Carnival" состоялось соревнование по спидвею. В финале чемпионата произошла серьезная авария. Джордж Кирквуд врезался в забор, и в него врезался другой гонщик Эрни Бак. Бак избежал травм, но Кирквуд получил сложный перелом правой ноги, которую позже ампутировали. Он также получил множество травм головы и тела. По результатам ужасных травм, полученных Кирквудом, было решено установить и установлено новое ограждение, подобное тому, что было у "Королевского Спидвея" (*общества, занимающегося спидвеем в Сиднее; см.выше абзац о Хоскинсе).

Джорджу Кирквуду было 18 лет на момент аварии в Мейтленде; он родился 22 апреля 1907 года. Скончался он в Новом Южном Уэльсе 2 марта 1991 года, за месяц до своего 84-летия.»


#100летСпивею



У меня заминка с переводом фразы "the Hunter River Agricultural Society". Город Мейтленд расположен на реке "Хантер" (https://maps.app.goo.gl/aiMkR2WQGBVM2kPS7).  Не знаю как правильно. То ли Сельскохозяйственное Общество "Хантер-Ривер", то ли Сельскохозяйственное Общество долины реки Хантер? Вдруг кто-то может подсказать?

Если будут другие замечания по переводу, я только за, будет интересно поразбираться, а то у меня английский с гуглом и догадками.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 30.11.2023, 15:21
#100летСпивею

Ещё одна статья о первых гонках 1920-х годов в Мейтленде со страницы http://www.vintagespeedway.com/Maitland.html. Выдержка из журнала "SPEEDWAY STAR & NEWS" от 11 февраля 1966 г. (Vol.14 No.48).

При подготовке использованы: "google lens" (из картинки в текст) + "translate.google.ru" (с английского на русский) + мои доводки (можно перепроверять по приложенным оригиналам).

Ссылка на источник - http://www.vintagespeedway.com/Bill-Crampton.html.



Подпись под фото в исходной статье: Билл Крэмптон на своей машине Norton в Мейтленде в 1923 году. Воспоминания Билла о первых гонках добавляют подробностей к истории появления спидвея.

Билл Крэмптон участвовал в самой первой гонке по спидвею в Австралии. В своём письме Джону Хоскинсу он вспоминает те старые времена.

ЧЕЛОВЕК НАЧАВШИЙ СПИДВЕЙ.

Этот человек - Джон Хоскинс. Он снова взялся за перо и бумагу. Джон сейчас (*1966г.) пишет новую книгу, посвященную воспоминаниям о первых днях гонок по спидвею, которая будет добавлена к его довоенным книгам «Мы развлекались» и «Ревущие кольца спидвея».

Но Джону пришлось провести небольшое исследование тех первых дней. В конце прошлого года он написал заметку в «Ньюкасл Морнинг Геральд» в Новом Южном Уэльсе (Австралия), чтобы узнать, может ли он найти кого-нибудь, кто участвовал в первых встречах в Вест-Мейтленде ещё в 1923 году. И ему повезло, под Новый Год он получил великолепный подарок от ещё одного старожила гонок, Билла Крэмптона. Билл, похоже, был одним из гонщиков самой первой в истории гонки по спидвею.

(https://turbinabalakovo.ru/history/Bill_Crampton_Front_h400.jpg)
Билл Крэмптон. Источник фото - http://www.vintagespeedway.com/Allan-Whitfield-Roper.html.

Вот версия Билла Крэмптона о первых гонках, рассказанная им Джону Хоскинсу в ответном письме.

"
В наших местных австралийских газетах было опубликовано множество версий того, как возник спидвей, но ни одна из них не была правдивой.

Если вы, Джон, вспомните свои дни в качестве секретаря ассоциации ярмарки, то вы вспомните карнавалы с электрическим освещением, проводившиеся субботними вечерами в 1923 году. На этих карнавалах кроме прочего проходили скачки, гонки на велосипедах (? cycling) и другие спортивные соревнования.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1914_Maitland_showground_West_Maitland_ca_Flickr_600.jpg)
1914. Ярмарка Мейтленда. Источник фото - https://www.flickr.com/photos/98887654@N05/9353555791/.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1950_Maitland_Show_West_Maitland_ca_Flickr_600.jpg)
1950. Ярмарка Мейтленда. Источник фото - https://www.flickr.com/photos/98887654@N05/14115894728/.

Лес Апфолд, заядлый мотолюбитель и член мотоклуба Гамильтона, который в то время жил и работал в Мейтленде, бывал на карнавалах электрического света и у него возникло представление, что под фонарями могли бы мчаться мотоциклы.

Это он обратился к вам после очередного карнавала по поводу мотогонок, и вы договорились, что в ближайшее воскресенье утром группа из мотоклуба Гамильтона посетит ярмарку Мейтленда, чтобы опробовать трассу.

Среди гонщиков тогда в этой пробе поучаствовали сам Лес Апфолд, ныне покойный, (на Нортоне), Джордж Росс (на Биг Х), Энди Эйр, ныне покойный, (на Харлее с коляской) с Клодом Ранкином в качестве пассажира, Билл Коган (на Дугласе) и я (на Нортоне). Энди Эйр тогда был гандикапером и хронометристом.

Вы, вероятно, помните, как стартовали на своем верном Триумфе, и ваш покорный слуга пролетел мимо вас на прямой, завершая первый круг.

После нескольких кругов по секундомеру было решено, что мы посетим ярмарку в следующую субботу уже вечером, чтобы попробовать поездить на этот раз при свете фонарей. И тогда к нам уже присоединились другие члены мотоклуба Гамильтона, а также парни из мотоклуба Ньюкасла и мотоклуба Мейтленда.

Зрелище ревущих по трассе мотоциклов понравилось зрителям, поэтому начались переговоры между Ассоциацией ярмарки Мейтленда и Мотоклубом Гамильтона, по итогам которых 15 декабря 1923 года состоялся первый мотоциклетный карнавал при электрическом освещении.

Так началась эра того спидвея, который мы сегодня знаем.
"

В заключение своего письма Билл Крэмптон напомнил Джону Хоскинсу, что в последний раз их встреча состоялась в 1933 году, когда Джон привёз первую группу английских гонщиков в Австралию.

Биллу Крэмптону сейчас 65 лет (*в 1966г.), и он отмечает, что ещё вполне активный человек, а его память пока так же хороша, как в 1923 году.



Программка гонки 15.12.1923 (видимо, неполная), со страницы http://www.vintagespeedway.com/Maitland.html.

(https://turbinabalakovo.ru/history/1923_12_15__programm_p1_200.jpg) (https://turbinabalakovo.ru/history/1923_12_15__programm_p1.jpg) (https://turbinabalakovo.ru/history/1923_12_15__programm_p2_200.jpg) (https://turbinabalakovo.ru/history/1923_12_15__programm_p2.jpg) (https://turbinabalakovo.ru/history/1923_12_15__programm_p3_200.jpg) (https://turbinabalakovo.ru/history/1923_12_15__programm_p3.jpg)



#100летСпивею


Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 30.11.2023, 16:18
У меня пока всё.)

В завершении такая информация.

https://bit.ly/Speedway_100_festival

15 декабря 2023 года пройдут торжественные мероприятия к 100-летию спидвея на том самом треке Мейтланда, где состоялась первая гонка 15 декабря 1923 года.

(https://turbinabalakovo.ru/history/20231215_Maitland_POSTER_LOGO_h400.jpg) (https://bit.ly/Speedway_100_festival)
Название: Re: История спидвея
Отправлено: samsa от 30.11.2023, 20:50
Дамир, очень интересные и познавательные статьи, спасибо что перевёл и выложил. :thank_you:
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Кнехт от 01.12.2023, 22:01
Дамир, очень интересные и познавательные статьи, спасибо что перевёл и выложил. :thank_you:
Присоединяюсь, я для себя многое почерпнул. Спасибо за труд!
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 05.12.2023, 17:27
Интересный момент.

https://www.kinopoisk.ru/film/200945/
В 1933 году в Великобритании вышел фильм "Money for Speed".
Одну из ролей в нём сыграл Джон Хоскинс.

* Доб.

https://en.wikipedia.org/wiki/Money_for_Speed
Фильм был снят независимой компанией Hall Mark Productions на лондонской студии Wembley Studios и распространялся компанией United Artists. Он также был выпущен под альтернативным названием «Daredevils of Earth». В течение многих лет этот фильм считался утерянным, пока не были найдены две копии. Наряду с другими работами Форхауса тридцатых годов, вызвавших интерес в 1980-е годы, этот фильм считается одним из самых значительных малобюджетных фильмов той эпохи. Это был один из первых художественных фильмов, снятых Форхаусом, который впоследствии сделал заметную карьеру на таких британских фильмах по квотам и на американских фильмах второго плана.

http://www.britishpictures.com/arch_m4.html#Money_for_Speed
Фильм был внесён BFI (British Film Institute) в список пропавших. Позже были разысканы две копии, с французским дубляжом, и с немецкими субтитрами. Разысканные копии фильма показали, что поиски стоили того. Это не мировая классика, но глоток свежего воздуха по сравнению со многими современными ему фильмами. Трудно вспомнить американскую картину категории «Б» того же периода, которая хотя бы вполовину была бы такой же привлекательной, как эта.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 14.12.2023, 12:06
Завтра в Мейтланде начнут отмечать 100-летие. На ютубе, вроде, будет трансляция с праздничных мероприятий на той ярмарке. Разница между Сиднеем и Москвой - 8 часов. Между Сиднеем и Балаково - 7, то есть у нас это будет спозаранку.

https://www.youtube.com/live/7cdlq-HK3is


16.12 рядом в Курри-Курри будет гонка "Кубок Джона Хоскинса". Трансляция гонки, вроде, будет доступна на платной подписке канала "What’s On Speedway TV" в системе https://inplayer.com (во-первых, впн; во-вторых, непонятно, как там происходит регистрация).
Название: Re: История спидвея
Отправлено: awn55 от 15.12.2023, 20:21
Обзорная статья Николая Ермоленко .

Николай Ермоленко
сегодня в 2:15
100 ЛЕТ СПИДВЕЮ – РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА

Уходящий год для спидвея юбилейный. Слоган SPEEDWAY 100 YEARS красовался на бортах всех SGP, факт столетия обозначен Международной мотоциклетной федерацией при помощи специальной странички https://www.fimspeedway.com/100-years-of-speedway.
Каждый из нас, начиная свое знакомство с историей спидвея, натыкался на упоминание о «первых соревнованиях по спидвею в мире», состоявшихся в австралийском городке Мейтленд 15 декабря 1923 года.

https://vk.com/id132185602
Название: Re: История спидвея
Отправлено: chdamir от 18.12.2023, 13:44
Обзорная статья Николая Ермоленко .

Николай Ермоленко
сегодня в 2:15
100 ЛЕТ СПИДВЕЮ – РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА

Уходящий год для спидвея юбилейный. Слоган SPEEDWAY 100 YEARS красовался на бортах всех SGP, факт столетия обозначен Международной мотоциклетной федерацией при помощи специальной странички https://www.fimspeedway.com/100-years-of-speedway.
Каждый из нас, начиная свое знакомство с историей спидвея, натыкался на упоминание о «первых соревнованиях по спидвею в мире», состоявшихся в австралийском городке Мейтленд 15 декабря 1923 года.

https://vk.com/id132185602

Полный вариант статьи для тех, у кого нет аккаунта во ВКонтакте.

Автор - Николай Ермоленко (https://vk.com/id132185602).
Ссылка на источник - https://vk.com/wall132185602_1248.

100 ЛЕТ СПИДВЕЮ – РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА

Уходящий год для спидвея юбилейный. Слоган SPEEDWAY 100 YEARS красовался на бортах всех SGP, факт столетия обозначен Международной мотоциклетной федерацией при помощи специальной странички https://www.fimspeedway.com/100-years-of-speedway.
Каждый из нас, начиная свое знакомство с историей спидвея, натыкался на упоминание о «первых соревнованиях по спидвею в мире», состоявшихся в австралийском городке Мейтленд 15 декабря 1923 года.

При этом рассказ о приключениях «отца спидвея» Джонни Хоскинса, которые и привели его к созданию этого популярнейшего ныне вида мотоспорта, завершался фотографиями гонок уже 30-х годов, где гонщики проходят повороты с заносом, едва не касаясь грунта коленом оттянутой назад ноги, рассказами о различных способах прохождения поворотов. И всё хорошо складывалось: старинные гонщики, старые мотоциклы, устаревшие способы езды, в которых, тем не менее, легко узнавался современный спидвей.

И сомнений в том, что 15 декабря 1923 года в далекой Австралии был именно такой спидвей, почти как сейчас, ни у кого не оставалось. Тем более, возникали ассоциации с известными гонками по гаревой дорожке 10 июня 1958 года в Москве, и «отец советского спидвея» Владимир Иванович Карнеев как бы копировал уже на нашей территории то, что впервые проделал «отец мирового спидвея».

А австралийский «отец спидвея», завершив свои свершения на родине, переехал в Англию, сделал там карьеру в спидвее в качестве менеджера и организатора, и прожил до 95 лет, купаясь в лучах славы. С каждым прожитым годом он становился все популярнее, присутствуя на всех самых значимых гонках, вел себя экстравагантно, как комический актер, а сфотографироваться с ним считали своим долгом все чемпионы мира. Получил титул «The biggest man in Speedway» (самый великий человек в спидвее). Время от времени выпускал толстые книги о «своем» детище, в которых, впрочем, о деталях «первых соревнований по спидвею в мире» почти ничего не сообщал.

Не будем рассказывать набившую оскомину историю о том, как при помощи якобы придуманного им спидвея Хоскинс вызвал взрыв интереса к выставке, в штате сотрудников которой состоял. Лучше посмотрим, имело ли это мероприятие что-либо общее со спидвеем. Даже не с современным, а хотя бы с тем, который появился в Англии в конце 20-х годов ХХ века.

Начнем с собственно трека. Это был обычный ипподром на территории выставки, то есть дорожка для скачек и бегов лошадей, чего сам Хоскинс и не скрывал. Правда, длина круга не была классической, в одну милю, а составляла где-то около 600 метров. По нынешним фимовским стандартам это уже однозначно не спидвей, а длинный трек. Если это не мешает называть мотогонки на ипподроме Мейтленда соревнованиями по спидвею, то почему таковыми нельзя называть мотогонки тех же лет на ипподромах, например, Москвы, Одессы, Тулы? Разумеется, мотогонки на ипподромах проводились задолго до Хоскинса и в самой Австралии, и в других странах. Но никому из их организаторов не пришло в голову задним числом объявить их первыми в мире соревнованиями по спидвею.

Да, дело обстояло именно так. Не было никаких афиш со словами вроде «Внимание! Такого вы еще не видели! Впервые в мире – спидвей!» и т.п. Более того, в скромном газетном объявлении, подписанном самим Хоскинсом, слова «сенсационные мотогонки» скромно стояли лишь на третьей строке, а сверху большими буквами шло «Благотворительный карнавал монстров».

Из опубликованных в Интернете страничек программки того выставочного мероприятия видно, что заезды мотоциклистов проводились лишь после завершения конных соревнований. На титульной же странице программки вообще не было ни слова о мотогонках. Это о первых-то соревнованиях в мире!

В программке можно увидеть и еще кое-что любопытное. Во-первых, гонщики уходили на дистанцию по одному, как лыжники, с интервалом в несколько секунд. Могут сказать, ну какая разница, все равно, видимо, так валили, что народ забыл обо всем на свете.

Действительно, если бы в каждом заезде ехало человек по пятнадцать, как сейчас на флэт-треке, то могла получиться настоящая карусель, в которой гонщики наступали бы друг другу на пятки, толкались и падали. На самом же деле в каждом заезде ехало по 5-6 человек. Но о том, чтобы падения на радость зрителям все-таки были, Хоскинс позаботился: по условиям соревнований участники не должны были опираться ногой на грунт.

Не упасть при этом было трудно. Ведь новоявленные «спидвеисты» были в основной массе простыми мотоциклистами с улицы, а даже не снимали со своих мотоциклов фары и ящики с инструментами. А сами мотоциклы были тяжелы и обладали настолько малой мощностью, что ни о какой езде с заносом и пробуксовкой заднего колеса не могло быть и речи. Наконец, не было и характерных для спидвея или длинного трека деревянных бортов. Что же общего было у этих соревнований на ипподроме со спидвеем? Да ничего!

Но тогда почему бы не объявить первыми соревнованиями по спидвею в мире проведенные в 1920 году на московском ипподроме мотогонки на первенство РСФСР? Или мотогонки на первенство СССР, состоявшиеся там же 1-3 сентября 1923 года, за три с половиной месяца до мероприятия Хоскинса.

В Москве ездили практически на таких же «импортных» мотоциклах, как в Австралии. Зато старт был общим, как сейчас, все гонщики начинали двигаться одновременно и с одной линии. Благо места хватало – Московский ипподром был солидным сооружением европейского уровня, не чета австралийскому. И первенство СССР было в 1923 году не первым соревнованием по мотогонкам на московском ипподроме.

Пользуясь случаем, сообщим результаты этого первого первенства СССР по трековым (ипподромным) мотогонкам, ставшие всеобщим достоянием через 100 лет (и у нас юбилей!) после его проведения благодаря совместному проекту «Яндекса» и «Советского спорта». Заодно увидим, по какому параметру тогда делились на классы мотоциклы и какие мощности развивали их двигатели.

Класс мотоциклов с двигателями мощностью до 2 ¾ л.с., дистанция финального заезда 9 верст: 1. Калашников (Москва, «Дуглас») - 10 мин. 32 сек.; 2. Чашников (…, «Зингер») - 10 м. 48,5 сек.; 3. Васильев (…, «Триумф») - 10 м. 58,8 сек.;…

Мотоциклы с мощностью до 3 ½ л.с., 12 верст: 1. Обухов Гр. (Москва, «Зингер») – 10.43,2; 2. Аббакумов (Тула, «Рудж») – 11.14; 3. Гусев (Тула, «Рудж») – 11.20,5;…

Мотоциклы с мощностью до 5 л.с., 15 верст: 1. Шпаковский (Москва, «Нортон») – 13.32,3; 2. Обухов Гр. (Москва, «Зингер») – 13.58,3; 3. Гусев (Тула, «Рудж») – 14.06,5;…

Мотоциклы высшей категории, дистанция финала – 24 версты: 1. Марков (Петроград, «Индиан») – 18,50,8; 2. Морозов (Москва, «Индиан») – 18.51,7; 3. Лерхе (Петроград, «Харлей Давидсон») – 19.56;…

Но вернемся в Австралию. Далее классическая версия истории спидвея выглядит так: обкатав свое «детище» на ипподромах своей страны, Джонни Хоскинс с группой австралийских гонщиков прибыл в Англию, всё кому надо объяснил, и уже 19 февраля 1928 года в Хай Бич состоялась премьера гонок по дирт-треку, то есть, земляному, грунтовому треку, а если проще - по ипподрому. Дирт-треком этот вид спорта называли еще почти год, а уже потом перешли на более короткое слово «спидвей». Возможно потому, что трек в Хай Бич назывался «Кингс Оук Спидвей» («Спидвей Королевского дуба»!) И эти соревнования стали точкой отсчета для английского спидвея.

Но, опять же, это – версия, распространившаяся впоследствии и укоренившаяся вследствие недоступности для большинства подлинной информации и постоянному промыванию мозгов. Какой была здесь роль Джонни Хоскинса на самом деле?

Сейчас в Интернете можно увидеть страницы английского журнала «Мотоцикл» (The Motor Cycle) за 1928 год, много внимания уделявшего дирт-треку – спидвею. Но в обширном описании соревнований 19.02.1928 упоминаются лишь два австралийца – участвовавшие в них гонщики. И ни слова о Хоскинсе. Лишь 29 ноября 1928 года журнал напечатал, видимо по его настойчивой просьбе, статью про примитивные мотогонки по ипподрому, проведенные им 15.12.1923. С подзаголовком «первые гонки по спидвею в Австралии» (а не в мире).

В первые соревнования по спидвею в мире они превратились уже потом. Если идею постоянно и настойчиво повторять, в какой-то момент в нее поверят все. Тем более, если ее продвигающий Хоскинс – видный организатор британского спидвея, каковым он, несомненно, стал.

Так и укоренилось представление, что забавный старичок и есть в действительности самый настоящий «отец» спидвея, а заурядные покатушки на заурядном ипподроме в далеком и никому не известном австралийском городке – самые первые соревнования по тому самому спидвею, который мы знаем. Очередная красивая легенда об истории успеха. Въевшийся в массовое сознание миф, который не способны разрушить ни какие здравые мысли и реальные факты.

И можно быть уверенным, что подавляющее большинство российских болельщиков, даже прочитав все это, привычно усмехнется: опять «Россия – родина слонов»! Хотя тут и нет попытки «перетянуть одеяло» с Австралии на Россию.

Утешает, что таковы не только россияне. Не мы, а англичане – первые, кто проглотил наживку Хоскинса. И было еще много за ними. Хотя периодически раздавались возгласы удивления: как же так, у нас в стране еще в 1903 году на стадионе (или ипподроме) мотогонки проводили! Так устроено в мире, что «пророков нет в отечестве своём». А может просто, людям нужна сказка?

Однако заменить эту сказку нечем. Объявить первой какую то другую гонку нельзя по той же причине, по какой нельзя считать первой эту. Соревнования, проводившиеся сто и более лет назад, по определению не могут быть ни первыми, ни вторыми соревнованиями по спидвею в его современном понимании. Так что другой даты не будет, и придется садиться за стол каждый год 15 декабря. И, отдавая должное Джонни Хоскинсу, с патриотическим удовлетворением отмечать, что уж его то мы точно обогнали на несколько лет.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Олег Л от 19.12.2023, 05:55
Да, статья любопытная. Я тоже обратил внимание, что в вышеприведенных выдержках из Хоскинса речь шла о типичных ипподромных гонках.
А вот как насчет авторства термина "спидвей"? Все-таки австралийцы? хоть и не спидвей в нынешнем понимании спидвеем называли.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Мишель от 16.04.2024, 12:14
Да, статья любопытная. Я тоже обратил внимание, что в вышеприведенных выдержках из Хоскинса речь шла о типичных ипподромных гонках.
А вот как насчет авторства термина "спидвей"? Все-таки австралийцы? хоть и не спидвей в нынешнем понимании спидвеем называли.

Многие открытия делали одни, а раскрутили или запатентовали их другие…
Такова жизнь…

Меня же в этой статье заинтересовал другой вопрос: Когда же состоялся первый чемпионат СССР по мотогонкам на ипподроме в 1924 году, как считалось ранее, или в 1923 году?
В своей книге «Знакомьтесь: спидвей» Николай Ермоленко пишет про 1924 год и приводит имена победителей и призеров. Про 1924 год писал журнал «За рулем» (№7/1968) в летописи автомотоспорта.
В этой статье пишется про 1923 год и победители и призеры немного другие, чем в книге. И я хотел уже исправить дату первого чемпионата СССР в своих таблицах, но недавно мне попалась афиша, где указывается 1924 год.
Может быть Николай Ермоленко (если он читает форум) или кто-то другой прояснит ситуацию, когда же был первый чемпионат СССР, а может в 1924 году был второй чемпионат?
Название: Re: История спидвея
Отправлено: awn55 от 17.04.2024, 20:39
Мишель проверь сообщение, я кажется отправил тебе  о Николае Е.  информацию.
Название: Re: История спидвея
Отправлено: Мишель от 18.04.2024, 09:55
Мишель проверь сообщение, я кажется отправил тебе  о Николае Е.  информацию.
Спасибо, я прочитал. Попробую написать.