#100летСпивею
Чтобы было ближе к теме, выложу ещё одну статью, уже текстом, а не файлом. Может, кому-то так удобнее.
Вот ссылка на исходную статью -
http://www.vintagespeedway.com/Roarin.html.
Преобразовано в текст при помощи "Google lens".
Переведено при помощи "translate.google.ru" с добавкой собственной попытки улучшить этот перевод.
Это отрывки из книги "отца спидвея" Джона С. Хоскинса (книга опубликована в 1930 году).
Источник фото - https://bradfordsporthistory.files.wordpress.com/2015/07/johniehoskins-cr-optimised-500.jpg.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ.
Сама идея была не новой. Гонки на мотоциклах проводились в том или ином виде с того дня как появились мотоциклы. Но гонки по коротким гаревым дорожкам действительно были новинкой, а при электрическом освещении определенно были открытием.
Как-то воскресным утром в октябре 1923 года семь человек, включая меня, собрались на ипподроме выставочной площадки, чтобы попробовать погоняться. Я был на своём стареньком «Триумфе» с ременным приводом и ехал на полную мощность; но парень по имени Билл Крэмптон проехал мимо меня на «Нортоне» так быстро, так перепугал меня, что я сошёл с трассы. Я спрыгнул с "коня" и уставился на него наполовину с удивлением, наполовину с восхищением.
Из-за забора появлялись головы. Люди, идущие в церковь, останавливались и смотрели; один из моих сорока двух членов комитета (*сельскохозяйственного общества; где Хоскинс был секретарём) перепрыгнул через забор, чтобы посмотреть, откуда такой шум, и чуть не потерял сознание на месте.
Это было рождение гонок по гаревой дорожке в той форме, в которой мы знаем их сегодня. И, кстати, это был единственный случай, когда я принимал участие в гонках в качестве гонщика! Это прекрасный вид спорта, но как по мне, то слишком опасный.
Новости распространяются, как лесной пожар по сельской местности, и когда мы впервые устроили пробные гонки, то у нас собралось немало публики. А когда мы уже проводили полноценные гонки, то люди приезжали за сотни миль, чтобы их увидеть.
Я должен попросить тех из вас, кто сегодня знаком с этим видом спорта и знает меры предосторожности, которые принимаются для защиты гонщиков от травм, представить себе гонки без защитного ограждения, без кожаной одежды (*защитной экипировки), без гаревого трека и без ограничений на лошадиные силы!
ПЕРВЫЕ ЗАЕЗДЫ БИЛЛИ ЛАМОНТА.
Парни-первооткрыватели приняли этот спорт таким, каким он тогда был, абсолютно сырым. Они сняли пальто, засучили рукава, поплевали на руки и взялись переворачивать мир!
Большие мощные моторы, такие как Harley и Indians, конкурировали с маленькими работягами типа 24 A.J.S. Мотоциклы всех марок и гонщики всех типов выстраивались на старте каждый вечер, но не ради огромных сумм, которые выплачиваются сегодня, а ради призовых в размере пяти фунтов, без денег за участие, без возмещения расходов, фактически за «нет ничто»! Позже призовые у нас подросли до 40 фунтов и оставались на этом уровне в течение двух лет. Если человек побеждал, то получал призовые, а если не побеждал, то ничего не получал, вот и всё.
Мы были одни в этом бизнесе — мы объявляли свои правила и придерживались их. Мы принимали к участию любых гонщиков, и вскоре у нас в программе было от пятидесяти до шестидесяти гонщиков за вечер. Наши соревнования часто заканчивались уже в 23.45.
Многие парни ездили на своих повседневных мотоциклах, полностью оснащенных фарами, брызговиками, наборами инструментов и другими дорожными причиндалами. Мы не позволяли ни одному гонщику ставить ноги на землю, чтобы удобнее проходить повороты и поправлять занос. Любой кто отрывал ноги от подножек был либо дисквалифицирован, либо оштрафован. Было много аргументов как за, так и против этого правила, но мы поначалу не хотели его менять. Что действительно заставило нас изменить своё мнение, так это инцидент, произошедший во время единственной встречи, состоявшейся на ипподроме Резерфорда в Мейтленде. Кстати, именно на той встрече впервые появился ныне известный международный гонщик Билли Ламонт. В заезде на одну милю Билл получил 15-секундный штраф на старте, но выиграл тот заезд.
На том специальном благотворительном соревновании мы в качестве трюка устроили гонку «Аэроплан против мотоцикла». Аэроплан выиграл и был объявлен победителем, но как только было сделано это объявление, шутник в толпе закричал:
«Аэроплан дисквалифицирован!»
«Почему?» раздался другой голос с трибуны.
Ответ последовал моментально, как вспышка: «Он задевал землю своими проклятыми ногами!».
Сила очередной насмешки дала о себе знать, и с тех пор это правило нами было отменено.
Гонки у нас значительно улучшались; ускорение работы и повышение безопасности были одними из первых результатов.
ПЕРВЫЙ БОРТ БЕЗОПАСНОСТИ.
Фаворитами на трассе Мейтленда были Билли Ламонт, ездивший на AJS с очень высокой рамой, Чарли и Джим Датсон на больших Harley и Norton, а иногда и Сесил Браун из США и Томми Бенстед.
Чарли Датсон, один из знаменитых братьев Датсон, которые выступали на гонках в 20-х и 30-х годах, включая те первые встречи на выставочной площадке Западного Мейтланда (Вест Мейтланда).Билу было всего около шестнадцати лет, и его моторы никогда не были достаточно быстрыми. Он наезжал прямо на борт, который был очень низким, и часто выбивал программки из рук зрителей. Он наклонялся вперёд на своем мотоцикле и ехал на нём, как жокей на скачках, поднимаясь только после финиша.
В те дни у нас было немало аварий, и чудом сейчас кажется то, что их тогда не было больше. Ничто не мешало кому-то наткнуться на столбы или врезаться в частокол перед трибуной.
Было довольно сложно убедить сельскохозяйственное общество потратить достаточно денег на оборудование трассы. Вся прибыль тратилась на ремонт заборов, ремонт трибун, строительство новых навесов для лошадей и крупного рогатого скота на ежегодной выставке и на общее улучшение территории.
Однако одно улучшение на трассе нам тогда пришлось внести. Стало абсолютной необходимостью какое-то защитное ограждение, поэтому мы провели заседание комитета на месте, и по совету Томми Бенстеда было решено попробовать дощатый бортик высотой около фута (*30 см.) вдоль нижней части ограждения. Это предотвратило множество аварий. Гонщики касались этой доски подножками и отбрасывались обратно на трассу. Но всё-таки очень популярный парень по имени Джордж Кирквуд повредил тогда колено, ударившись им о столб выше бортика.
Мейтланд, 1925 год. Фото со страницы http://www.vintagespeedway.com/Maitland.html.БЕЗ СТРАХОВКИ.
Большую часть первого сезона медицинской страховки не было, и никакие расходы никому не возмещались. Однако мы обнаружили, что этот вид спорта обходился гонщикам так дорого, что они не могли продолжать заниматься этим. Поэтому мы устраивали благотворительные карнавалы, чтобы пополнить фонд гонщиков, и с каждого входного билета отчисляли 2 шиллинга в этот фонд.
Эта система работала очень хорошо, и мы всегда могли выплачивать около 2 фунтов стерлингов в неделю недееспособным гонщикам, пока они не вернутся на трассу.
Мы возмещали расходы на транспортировку машин из Ньюкасла и Сесснока в Мейтленд на расстояние около двадцати пяти миль, если участники предъявляли свои грузовые билеты. Часто возникала значительная путаница с оплатой этих сборов, которые составляли около 4 шиллингов. Я только на днях говорил об этом с Чарли Стикпевичем, который был одним из тех первых, ездивших по грунтовой дороге. Он вспоминал, что часто, когда шёл за своими деньгами, обнаруживал, что кто-то другой «нашёл» (*спёр) его билет.
Наверное, денежная часть была у нас не очень тщательно организована. И я уверен, что если бы гонщикам в Англии сегодня (*1930г.) предложили менее 5 шиллингов на возмещение расходов и экипировку, то было бы много неприятностей!
Тем не менее, гонщики в те дни, казалось, считали, что всё было приемлемо, а публика, безусловно, наслаждалась зрелищем. Если бы вы спросили кого-нибудь на улице, на что была похожа предыдущая гонка, он, вероятно, ответил бы: «О, чудесно — пять аварий, двое парней доставлены в больницу, а ещё один — с прекрасными синяками вокруг глаз!» или еще: «О, не такая уж великая гонка. Было всего пару падений, но никто не пострадал», что заставляет думать, что общественность больше беспокоилась о падении гонщиков, чем о том, чтобы стать свидетелем хороших финишей в борьбе, что просто показывает, как всё изменилось с тех пор.
Однажды где-то рядом были военные сборы, и несколько сотен мужчин в форме оказались у нас на гонке. Они наслаждались зрелищем, когда один из гонщиков, кажется, это был Ламонт, врезался в забор и совершил полное сальто со своим мотоциклом. Мотоцикл перелетел через ограждение и попал прямо в их строй. Через пять минут это место напоминало поле боя, десятку с лишним военных оказывалась мед.помощь.
ПОКУПКА ОПЫТА.
Через несколько гонок тот же Джордж Кирквуд потерял ногу, и мы пришли к выводу, что необходимы ещё какие-то меры предосторожности. В результате было установлено ещё одно ограждение, которое, насколько мне известно, существует и по сей день.
Следует помнить, что мы были первооткрывателями и поэтому нам приходилось платить за свой опыт. Спросите любого из парней, которые поддерживали меня в те дни, и они расскажут вам о тех всевозможных травмах, которые им пришлось пережить. Однако мы делали всё, что могли, и сразу же, как только обнаруживали необходимость в улучшениях, вносили их. Всякий раз, когда гонщики указывали нам на новые моменты, мы принимали правило, чтобы не допускать повторения этого. Когда мы обнаруживали, что правила не работают, мы их исключали. Конечно, были моменты, для которых мы не могли принять правила, а были обращения, которые мы и вовсе не могли принять.
Один гонщик подходил и говорил: «Трасса слишком жёсткая, почему бы тебе ее не порыхлить?» Через пять минут подходил другой и умолял меня держать трассу твёрдой: «Чем твёрже, тем лучше», — говорил он. То же самое происходит и сегодня. Невозможно угодить всем, и то, что подходит одному гонщику, никогда не подойдёт другому.
Затем у нас было увлечение бэнкингом. Никто особо не разбирался в этом, но казалось вполне разумным предположение, что это дополнительно обеспечит большую степень безопасности и, безусловно, позволит увеличить скорость. Мы подняли одну сторону дорожки, но нашли новую причину для жалоб. Одна сторона была наклонена, а другая была ровной, и это, конечно, делало трассу очень сложной для езды.
Бэнкинг. Мельбурн, 1925 год. Источник фото - https://www.douglasmotorcycles.net/index.php?topic=5077.msg21105#msg21105.
Вираж c наклоном от 9° до 33° (англ. banking, рус. бэнкинг) - https://bit.ly/banking_moto.#100летСпивею