Интервью о том как чиновники (начальники команды, теперь их можно назвать менеджерами) ,на долгие годы остановили развитие спидвея в СССР, в рассказе участника тех событий отражен момент и причины отставания нашего спидвея.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ.
Двадцать лет спустя.
Если и есть у ровенских знатоков и фанатов со стажем свои симпатии среди звезд нашего спидвея за последние лет эдак двадцать-тридцать, то, безусловно, наряду с династией Трофимовых, здесь числится и династия Гордеевых. Причём один из этой династии пятикратный индивидуальный чемпион Советского Союза и участник четырёх финалов индивидуального чемпионата мира Валерий Гордеев вызывает целую палитру симпатий и антипатий. Это и восхищение классном большого мастера, его безупречной техникой, спортивной выдержкой, корректностью и самодисциплиной, и дух соперничества и переживания за своих во время командных встреч между ровенским «Сигналом» и балаковской «турбиной». Все чувства: от любви до ненависти. Почерк Валерия Гордеева навсегда остался в памяти ровенских фанатов. Он легко узнаваем и неподражаем. Валерий любил и часто использовал среднее и наружное поля дорожки для прохождения дистанции, сохраняя при этом столь необходимую высокую скорость. Это часто обеспечивало ему преимущество над соперниками высокого уровня. И сейчас, глядя на то, как многие из современных мастеров спидвея инстинктивно прижимаются к белой линии внутри виража, а входя в него сбрасывают скорость, вспоминаются почти геометрически точные линии заднего колеса мотоцикла Валерия Гордеева. Сейчас остаётся только сожалеть о том, что скудные видео- и телехроники не дают возможности пользоваться ими, как школой для юых начинающих спортсменов. Но сегодня аналогичную манеру езды мы можем наблюдать и у великого волшебника гаревой дорожки Тони Рикардссона и у чемпиона мира 2004 года Джейсона Крампа. Этот момент спидвейной техники имеет очень большое значение, и в сочетании с определённой настройкой двигателя даёт мощный эффект. Вот и сегодня во время последнего визита «Турбины» из Балаково в Ровно Валерий Гордеев в качестве её главного тренера уговаривал своих подопечных использовать среднее и широкое поле для входа в вираж. Но всё напрасно. Они, по привычке, прижимались к белой полосе, сбрасывали газ и выходили из поворота, потеряв скорость.
- Палкой их отгонять оттуда, что ли? – сокрушался Валерий. Да, остаётся только сокрушаться. Сокрушаться после тех выдающихся успехов наших, тогда ещё советских, мастеров спидвея 60-х, 70-х и 80-х годов. Мы же, любители и фаны спидвея в свю очередь восхищаемся ими, их высокими результатами и достижениями. Ведь, начиная с 60-х годов, наши гаревики (так их раньше называли) - постоянные участники финальных этапов индивидуальных и командных чемпионатов мира. Мало того, они завоёвывали ещё и серебряные, и бронзовые награды на этих мировых форумах. А, если взять, к примеру, финал индивидуального чемпионата мира 1972 года в Лондоне, то среди 16 участников мы насчитаем шестерых (!!!) наших гонщиков! Это – А. Павлов, В. Трофимов, В. Калмыков, А. Кузьмин, Г. Хлыновский и Валерий Гордеев. Помните старый еврейский анекдот? «Интересно, кому это всё мешало?». Оказывается мешало. Коммунистическая мифологема – это величайший самообман и преступное заблуждение. И когда на службе у неё оказываются верные и бдительные Ромины, Нерытовы и Мартыновы, то результат не заставит себя долго ждать. Так произошло и в нашем случае. Грянула эра четырёхклапанных моторов. Весь западный спидвейный мир срочно засуетился и начал перестраиваться, однако перемены не коснулись советского спидвея. Было раз и навсегда сказано: использовать технику только социалистических стран, а Гордееву и Хлыновскому бдительные товарищи из ЦК ДОСААФ строго-настрого запретили использовать подобные моторы в чемпионатах СССР. Особенно усердствовал тренер сборной товарищ В. Нерытов. Именно товарищ. Западные тюнеры, видя насколько высок уровень наших ведущих мастеров, стали сами предлагать им новые четырёхклапанные моторы для участия в соревнованиях высокого ранга. Причём делали это в рекламных целях и совершенно бескорыстно, не требуя финансовой компенсации. Однако, «товарищи» отслеживали инакомыслящих, провоцировали и показательно наказывали. Их жертвами стали и Виктор Трофимов, и Валерий и Владимир Гордеевы. Они стали невыездными и были выведены из состава сборной страны. Подобное идеологически-хирургическое вмешательство привело к деклассированию наших суперзвёзд на международной арене, а их возвращение в мировой TOP SPEEDWAY превратилось в длительный и болезненный для них и для всех нас процесс. Сегодня мы уже не в состоянии даже вообразить себе такой состав участников GRAND PRIX, где наряду с Рикардссоном, Педерсеном, Крампом, Голлобом и другими числись бы и шесть наших земляков из бывшего Союза. «Черные полковники» сделали своё черное дело (а по-другому это и назвать нельзя) и бесследно исчезли. Расстворились как утренний туман. Но на смену им приходят новые. Они не желают расставаться со спидвеем. Вот только нужны ли они спидвею? Думаю, что нет.
А многотысячной армии фанов спидвея остаётся только уповать на таких, как Гордеевы, Трофимовы, Хлыновские, и надеяться, что ни что-то подкрутят, подлечат, подрепетируют и процесс пойдёт, как говорил незабываемый Михал Сергеич. Веь мы же рождены, чтоб сказку сделать былью? Не так ли? Однако, быстро сказка сказывается, не скоро дело делается.
- Валера, с чего начинается дорога назад, в светлое будущее?
- Начинается, естественно, с немалых финансовых вливаний для приобретения спортивной техники, реконструкции и преобразования устаревших спортивных сооружений. Не можем же мыв думать о серьёзных результатах на международной арне, двумя ногами увязнув в старом хламе! Начинается она с детских школ, где могут работать эти самые, слава Богу, оставшиеся в живых, блиставшие в финалах мира мастера. Ещё чуть-чуть и обучать молодёжь будет попросту некому. Нужно спешить!
- Легко ли преодолевать сомнения инвесторов и инертность властей, когда обращаешься к ним за поддержкой?
- Это очень болезненный процесс. Ведь они желают видеть положительный результат сразу. А на обучение классного спортсмена необходимо, как минимум, 6-7 лет. Поэтому приходится их уговаривать и агитировать, подыскивать всякие аргументы, быть дипломатом. Порой хочется бросить всё это и уйти, но вспоминаешь, что посвятил спидвею почти всю свою жизнь и остаёшься. Тут до полного взаимопонимания далеко, они идут навстречу лишь тогда, когда их интересы не ущемляются, не расходятся с нашими.
А есть такие, кто откровенно «ставит палки в колёса»?
- Есть и такие, кто сознательно «раскачивает» ситуацию вокруг «Турбины, хотя сами в этом спорте никогда не были и отношения ни к спидвею, ни к команде никогда не имели и не имеют.
- А для чего они тогда это делают?
- Видимо, почувствовали, что интерес балаковцев к спидвею за годы засторя не пропал, а напротив вырос и они теперь не прочь использовать эту ситуацию в своих интересах.
- Ну и какова твоя реакция?
- Спорт закалил меня, я привык к постоянной борьбе на дорожке. Теперь же с подобной проблемой я столкнулся в жизни, а отступать назад не в моих правилах.
- Давай перейдём непосредственно к спорту. Как ты решился на приглашение легионеров команду?
- Учитывая то, что в данное время в командах высококлассных спортсменов недостаточно руководители клубов приняли решение о допуске легионеров в лигу. Необходимо, чтобы уровень клубов лиги выровнялся и повысилась интрига в борьбе за призовые места. Да и чтоб зрителей на трибунах поприбавилось. Нашей молодёжи также необходимо кроме спидвейной теории ещё и практика выступлениями плечом к плечу с зарубежными мастерами. Мы обязаны идти на это, хотя удовольствие это не из дешёвых.
- А когда, воспитанная своими силами молодёжь, достигнет нужного уровня, хватит ли ей одной межнациональной лиги?
- Конечно нет! В межнациональной лиге очень мало соревнований в году. Набирается ну максимум 20-25 гонок. Этого катастрофически мало для того, чтобы выступать на равных с зарубежными суперзвездами. Никки Педерсен в 2003 году , когда он стал чемпионом мира, провёл за сезон порядка 150 гонок! Чувствуешь разницу? Для этого необходимо ездить одновременно в трёх-четырёх лигах разных стран и иметь при этом специализированную технику, которой пользуются ведущие гонщики Европы и мира. Без этих составляющих соперничать с иностранными гонщиками невозможно.
* - А для России разве достаточно одной лиги?
- Нет. Очень бы хотелось, чтобы у нас была ещё одна лига и большее количество клубов. Тогда ещё больше обострилось бы соперничество за выход в высшую лигу, за то, чтобы остаться в ней. Так было раньше, так есть и сейчас в той же Польше.
- Значит нужны радикальные перемены?
- Они непременно произойдут, они просто неизбежны. Ведь мы уже всё это проходили, у нас всё это уже было. Я по своей природе оптимист и верю, что российский спидвей скоро достойно будет представлен на международной арене! Кстати, и верю, что у вас здесь на Украине всё получится.
--Чего же мы пожелаем нашим читателям и нашим ровенским болельщикам?
- Терпения, терпения и ещё раз терпения. Поверьте, мы не всегда будем плестись в хвосте. Это сложный и трудный путь мы непременно одолеем. Рано или поздно!
05.06.2005 года
Владимир Жуковский «Спидвей Star » (Ровно)
Валерий Гордеев «Турбина» (Балаково)