Может,кто-то не читал интервью:
Трек жизни
Разговаривать с Олегом Кургускиным, легендой советского и российского спидвея, до странности легко. Простой в общении, по-настоящему скромный, несмотря на весь свой список заслуг. Но время от времени он одним своим коротким взглядом даёт понять, что имеет внутри такой крепкий стержень, что в случае чего берегись.
Две эпохи спидвея, три этапа развития «Мега-Лады», десятки побед, которым сам он давным-давно потерял счет... В серых, как гаревая дорожка, глазах этого человека - всё. И говорить с ним хочется долго.
Я поздно попал в спидвей, в 14 лет. До этого прошел легкую атлетику, волейбол, баскетбол, плавание, теннис, борьбу... Физически развит был, в общем. А тяга к технике с детства была.
Сейчас на спидвейных стадионах нет такого запаха, как раньше. Мотоциклы сегодня делают по экологическим стандартам, и тот самый запах сгораемой касторки сменился на синтетическую кастроль.
Начало 80-х. Моя семья жила в Элисте, и однажды зимой, на горке недалеко от нашего дома я познакомился с пацаном, Олегом Меркуловым, сыном моего будущего первого тренера по спидвею Вячеслава Меркулова. Он меня и позвал заниматься. Зиму мы покатались на маленьких мотоциклах, по снегу, а весной меня сразу посадили на гаревый мотоцикл. К осени я уже подавал надежды.
Когда этот спорт внутри тебя, особенно и усилий никаких прилагать не надо - всё хватаешь на лету.
К окончанию школы - в 83-м году - я уже был ведущим юниором в составе профессиональной спидвейной команды «Тайфун», город Элиста. Тогда же, в августе, у меня случилась первая серьезная травма - перелом ноги, со смещением и дальнейшим укорачиванием ноги. Больше полугода восстанавливался. Так эта «память» мне на всю жизнь и осталась... Почти сразу после этого ушёл в армию. Служил в спорт-роте какое-то время - до скандала с увольнением верхушки (была там история такая, когда начали шерстить всех после гибели двух спортсменов на Кавказе, и выяснилось, что в спорт-роте многие солдаты только числились, а не служили), потом в ракетных войсках на испытательном полигоне Капустин Яр. Как только вернулся обратно в команду, попал в сборную страны, как юниор. А на следующий год меня перевели уже во взрослую сборную, и с 87-го вплоть до 2000-го являлся членом Сборной СССР, а потом и России.
Я катался, брал награды и получал титулы в двух государствах, при двух разных системах. И рождение нового спидвея после развала СССР происходило на моих глазах.
В Советском Союзе спидвей был любительским видом спорта, хотя профессиональная основа у него всегда была, конечно. Спортсмены тогда в обязательном порядке числились по каким-нибудь организациям, даже зарплату получали. В застойные советские времена было очень много команд по спидвею - практически при каждом производстве, во всех городах и союзных республиках - Узбекистане, Таджикистане, Армении, на просторах Сибири. Разные лиги, разветвленная сеть.
По «очковым» была фиксированная ставка - рубль 50 копеек или два, не помню уж точно. То есть если ты набрал 10 очей - 25 рублей получил за одну гонку. За месяц мог проехать 4 гонки, получить порядка 200 рублей, плюс 130-150 рублей - заработная плата от той организации, в которой числился, плюс социальные льготы... Нормально жили, в общем.
Расскажу, как мне досталась первая машина. Я стал Чемпионом СССР 1987 года, первым в истории Калмыкии Чемпионом СССР. И совет министров Калмыкии включил меня в список распределяемых по госцене четырёх «девяток», которые тогда пришли в республику. На всю Калмыкию - 4 авто! И одна из них досталась мне. Вот это тогда было событие.
В советском спидвее внешне всё серенько было. Катались чуть ли не в фуфайках, кто во что горазд. Прикрутили тебе на крылышко что-то золотистое - уже счастье. Если же ездишь в сборной в цветном комбинезоне, на блестящем мотоцикле - всё, модный.
Мне никогда и никто в жизни не чинил преград, я достаточно легко всего добивался. Не знаю - хорошо это или плохо, но такая вот жизнь.
Младший брат пошёл сначала по моим стопам, два сезона выступал в качестве юниора за «Мега-Ладу». Но - не сложилось, и он нашел себя в другом, сейчас он механиком работает в команде.
В 90-х вместе с развалом Союза рухнула и вся спортивная система. 91-й год в калмыцком «Тайфуне» стал для меня заключительным. Да и до этого уже года два финансирование было так себе, на уровне выживания. Проводили на стадионе «Спортлото», подогревали зрительский азарт, чтобы хоть как-то зарабатывать деньги. 92-93-й года я провёл в Черкесске, катался уже на контрактной основе за команду «Цементник». В эти годы в России осталось всего шесть спидвейных команд, я по-прежнему был членом сборной, поэтому мне легче было найти себя. Черкесскую команду содержал директор цементного завода, весь город за счет этого производства и держался. Человек отгрохал там такой стадион... К сожалению, два года всего это продлилось, потом русских бизнесменов начали выдавливать местные, и всё закончилось.
С 94-го года я в «Мега-Ладе». Участвовал во всех гонках, в которых команда становилась Чемпионом. 11 или 12 раз... Не помню, если честно. Работал в клубе при всех руководителях «Мега-Лады», пережил все моменты становления команды.
Первые мои годы в тольяттинской команде были переломными для всего российского спидвея, да и для многих других видов спорта в целом. Стало всё доступнее, нам не ограничивали выезды за границу, участие в иностранных лигах. До этого ведь была только одна возможная линия - кататься там как член сборной. Произошёл резкий скачок - российский спидвей перешёл на коммерческую, профессиональную основу. Для нас, спортсменов, это было хорошим таким толчком в развитии, да и заработки дополнительные пошли.
В 90-е годы, когда страна и город находились во всем известной ситуации, бандитские войны, перестройки, смена властей, - мы жили в каком-то отдельном ото всего этого мире. Нас знали, уважали, не трогали. Да, кто-то из нас взлетал, кто-то «звездился». Но основной состав просто занимался своим любимым делом.
В эти годы «Мега-Ладу» поднимал Гасанов, вкладывались большие деньги в развитие клуба, ничего не жалели для этого - за рубежом покупали хорошую технику, шили красивую форму, создавали условия. Гонорары тоже стали другими, конечно, появилась контрактная система. По такому же пути в тот момент пошел «Лукойл», наш тогдашний главный соперник из Октябрьского. Тогда вся борьба, по сути, разворачивалась между двумя командами. После Гасанова наступило трудное время - команда находилась на распутье, и если бы её в тот момент не стал никто курировать, то может быть, и не было бы ничего больше - пришел Анатолий Алексеевич Степанов, со своим определенным видением развития. В первую очередь, конечно, финансовый вопрос был решен, команда не развалилась и ничего здесь не разворовали. Он вдохнул новую жизнь в «Мега-Ладу».
С Анатолием Алексеевичем Степановым мы всегда хорошо понимали друг друга. Возможно, потому ещё, что оба советской формации были. А он был таким человеком - крепкой старой формации в новом видении. Его уход из жизни стал тогда для многих из нас личной трагедией... Но путь не оборвался, его продолжает Алексей Анатольевич, и также все вопросы решаются. Жизнь не остановилась.
Самое ценное в жизни - это связь между прошлым и настоящим.
Я не очень понимаю, что такое честолюбие. Ты занимаешься спортом, чтобы чего-то добиться. И одерживаешь победу, прежде всего, над собой и для себя. В любом деле ведь так, правильно? - стремишься к определенной цели. А победа - это закономерный результат работы.
Легко восхищаться победителями. Но настоящего уважения достойны те, кто умеет принять и пережить поражение.
Конечно, я не самый великий из российских спортсменов. Да, в спортивном мире меня знают, уважают. А это, я считаю, и есть главное.
Травмы, боль, победы, эйфория - всё остается где-то там, а ты идешь дальше. Есть один день соревнований - он закончился, а ты продолжаешь движение.
Выезжаешь на дорожку - концентрация на пределе, перебираешь в голове очередность действий, стараешься ещё успеть изменить какие-то настройки, посмотреть дорожку, попробовать стартануть, слиться полностью с техникой. На самом деле всё это происходит за считанные секунды - подъезжаешь к старту, и всё - зелёный свет, лента. Остальное уже на автомате почти.
Иногда бывало так, что я не помнил о заезде вообще ничего - ни как выехал на него, ни как приехал. Болезненные какие-то провалы во времени и пространстве.
Я ни о чём особенно не жалею. Разве что с сегодняшней современной техникой и условиями я был бы гораздо лучше и результативнее, чем тогда. Сейчас всё в новом формате - техника, возможности, спорт в целом. Как этим можно не пользоваться? Если я на стандартной «Яве» в своё время добивался результатов на мировой арене, то что было бы сейчас...
30 лет - практически всю жизнь я в этом спорте, в этой тусовке, в этом мире. Я не представляю себя вне его. И да, я кое-что в нём понимаю.
Я живу сегодняшним днём и не строю долгосрочных перспектив.
Семьи своей за время спортивной карьеры я почти не видел. 2-3 месяца в году был дома, а остальное время - постоянно в разъездах, на сборах. Приехал - родился сын, заехал в роддом, помахал в окошко, на следующий день улетел. Вернулся на 3-4 дня через месяц, снова уехал, приезжаю - сын уже «папа» говорит...
У меня был мотоцикл с люлькой, который мне отец подарил, когда я из армии вернулся, «Иж Юпитер-5». Ну я и покатал сына, годика полтора ему тогда было... С тех пор у него какое-то отторжение к технике вообще. А вот разбираться со всеми теоретическими тонкостями в спидвее ему интересно. Он знает практически всех спортсменов всех лиг, таблицы сам разрабатывает. Сейчас судьёй первой категории работает на гонках.
Никто не обязан идти по моим стопам. У каждого своя дорога.
Последние лет пять как-то особенно заметен приход другого времени. Спорт берёт всё новые планки , и молодежь новый характер показывает... Уже взрослые ребята, а самостоятельности никакой - всё папы и мамы их за ручки водят, слова им плохого не скажи. Это очень усложняет работу с ними, их спортивный рост. Да и конкуренция сейчас другая, выше. Нужны сразу талантливые, перспективные, чтобы за определенный, сравнительно небольшой промежуток времени, становились крепкими спортсменами. Чаще же амбиции опережают реальное развитие. Большинство подростков стремится в университеты, а в спидвейные школы нужны пацаны безбашенные, сорвиголова. Такие характеры ближе к этому спорту, а человек, который стремится в университет, чтобы стать в перспективе каким-нибудь клерком - уже совсем не то. Зачем ему спидвей? Много детей ходит сейчас в нашу школу по спидвею - по большому счету просто так, научиться кататься. И все понимают, что школа в основном работает для общего спортивного развития детей, а реальных спортсменов оттуда выходят единицы.
Жалко потраченного времени на тех пацанов, которые поначалу подавали неплохие надежды, ты ими занимался, возился, а потом - у них вдруг изменились планы. Жаль потраченных усилий, надежд. Вот и сейчас у нас там есть человек пять перспективных, но из этих пяти если хотя бы один станет гонщиком - и то хорошо.
Воспитанников у меня нет, есть - единомышленники.
Когда я ещё только пришел в «Мега-Ладу», и был в звёздном составе российского спидвея, в команду пришла троица - Сергей Даркин, Сергей Ерошин и Роман Поважный. Они учились у нас, старших. Сейчас Рома - звезда, тот же Сергей в нормальной спортивной форме... К тому моменту, когда я стал тренером, коллектив уже был сплоченным, все подтянулись к одному хорошему, стабильному спортивному уровню. А потом - увы - единицы вышли за юниорский предел. Вот Эмиль Сайфутдинов - да, но он сам по себе был талантлив сразу, к нему и усилий-то никаких не нужно было прилагать. Человек дальше стремился. Он принес нашей команде хорошие достижения, а то, что вышел потом из состава «Мега-Лады» - это просто жизнь.
Бесчастнов вырос на моих глазах. Много желания у него, и достиг в целом неплохих результатов. Но ему уже надо быть уровнем повыше. Нужен результат. А для этого необходимо много ездить. Ездил бы он, к примеру, в той же Польской Лиге - гонок 15, да здесь бы во всех гонках участвовал, то был бы определенный толчок к развитию спортсмена... Надеюсь, он ещё стрельнёт.
Какой ты в жизни, такой ты и в спорте. Всё так.
Успех тренерской работы - в опыте плюс интуиции. Пока проводишь тренеровки, наблюдаешь, кто из спортсменов в каком состоянии, насколько готов. Потом нужно не просто фамилии по заездам расставить, а подумать - кого с кем состыковать, и кого с кем наоборот не ставить. Чутье, конечно, никто не отменял, но главное - всё-таки опыт. Я как спортсмен когда-то всё это проходил, всю глубину, суть спорта знаю.
Удача сама по себе не приходит, для неё всегда нужно подготовить основу. Так и с набором команды на следующий сезон. Существует статистика, которую нужно уметь анализировать. Выбираем спортсменов так, чтобы знать наверняка - должно сработать. При том раскладе, который мы сейчас замутили на следующий год - это будет борьба за золото, однозначно.
В этом сезоне немного не доработали, потому что по юниорам определенный провал есть, да и двое взрослых не дотянули до своего уровня. Если бы было, к примеру, у нас три белоусовых и три лагуты, то имели бы стабильные юниорский и взрослый составы. Но всё не так просто, спортсменов хороших совсем немного. Российских вообще всего пятерка топовых, которых действительно можно отнести к группе А. И поэтому так всё складывается в российском спидвее: кто на себя одеяло перетянет - тот и чемпион.
Сейчас в нашем спидвее всё предсказуемо. Борются всего три команды, а две - всегда в аутсайдерах. Надеюсь, что когда-нибудь будет как-то так: смешаем в кучу имена, из шапки вытащим, распределим по клубам спортсменов, и все шансы уравняем. Тогда спорт станет интересным, зрелищным. И тогда каждая гонка - это будет работа, конкуренция, без скучных «трамваев» и с итоговыми результатами 46:44, 45:45. Мечты, что поделать.
http://megalada.com/news/38/11/2012/110/