На стадионе «Авангард» скоро появится арт-объект – гонщик, накручивающий километры по гаревой дорожке. Торжественное открытие хотят подгадать под окончание нынешнего сезона, когда во Владивостоке будет и наша команда, и гости-соперники. Гонщик и его мотоцикл сделаны из старых автозапчастей, кусков металла, шайб, болтов, гаек и шестерёнок. Это подарок городу от автора, Михаила Кинаша. Но это только часть композиции во славу приморского спидвея – остальное делать и монтировать он будет уже в следующем году.
«Гонщик будет ехать на одном колесе, как на картинках, – Михаил показывает разложенные на столе увеличенные фотографии. – Вот Григорий Лагута, вот из «Турбины», это Ренат Гафуров из «Мегалады», это какой-то британец… Осталось поставить двигатель, сделать покрышки на колёсах, и всё».
При этом у гонщика пока только шлем. Михаил Кинаш говорит, это основное, с телом будет попроще – делаешь каркас из прутка, а потом его начинаешь обкладывать. Гонщик смотрит на трибуны, а переднее колесо развернётся в другую сторону. Диски – от гаревого мотоцикла «Ява». Михаил четыре года назад нашёл их в старых запасах клуба «Восток». Говорит, таких уже не делают, сейчас другие материалы. Покрышки будут тоже металлическими, но выглядеть должны как резиновые – и по форме, и по размеру, в семь сантиметров высоты. И шашечки на протекторе – как настоящие.
В мотоцикле всё от «Явы» – рама, двигатель, он итальянский, но на «Явах» как раз такие. Но у «гонщика» только одна часть двигателя оригинальная, остальное Михаил будет делать сам:
«Эти «Явы» списанные, жизнь их потрепала. Рамы, которые мне отдаёт «Восток», поломаны, погнуты, в трещинах. Я всё привариваю, вытягиваю».
Конечно, гонщик будет в человеческий рост – он должен быть соразмерен с мотоциклом. Михаил считает, ничего особенно сложного в этом арт-объекте нет.
«Мотоциклы простые все. Ну разве что элементы колёс… Переднее колесо ведь не крутится, висит в воздухе. Его хорошо видно, передний план, и протектор должен быть очень чёткий. А заднее на скорости – и нужно как-то передать этот крутящий момент… как на фотографии. Надо думать».
Ну и ещё нужно рассчитать баланс. Постамент, на нём на одном колесе мотоцикл, плюс тело.
«Переднее колесо приподнимется над землёй примерно на метр, – сев за руль, Михаил показывает, как это выглядит. – А баланс станем ловить за счёт спортсмена. Ну и люди будут пробовать на него карабкаться – нужно это тоже учитывать».
Каркас мотоцикла стоит во дворе мастерской «Железное дело». Он ещё не закончен.
– А вы успеете? Тела ведь ещё нет.
– Конечно, я свои возможности знаю.
Гонщик – только первая часть проекта. Его установят в ближайшее время, накануне закрытия сезона. А остальное – позже. Это будет мемориал славы, где перечислят годы, когда «Восток» становился чемпионом. Команда родилась в 62-м – значит, будут шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые и дальше…
– У нас ведь четыре спортсмена выступают? Так вот каждый представит определённое время. Стартуют в линию, но на разных мотоциклах, в разных костюмах. Основной гонщик уже есть, остальных вырежу на листах, и даты тоже. Эта история долгоиграющая, конечно. На следующий год.
– Вы тоже гонщик?
– Я болельщик.
– Давний и верный?
– С восьмидесятого смотрю спидвей. Наша команда лучшая, хоть в этом году нам ничего не светит. Что касается идеи, пришло мне это в голову в прошлом году, но выяснилось – гораздо раньше нынешний директор стадиона Константин Цыбулин придумал и хотел всё организовать… из гипса и бетона… Я узнал, когда озвучил своё предложение. Но я не претендую на лавры. Спонсоров нашлось двое – их вклад 100 тысяч рублей. Но он не покрывает затрат – композиция тянет примерно на 800 тысяч. Понятно, людям сейчас не до этого, я делаю практически за свой счёт.
Это не первый арт-объект Михаила Кинаша. В 2023 году он участвовал в проекте «Метацентры», который собирает творческих людей, готовых изменить улицы и общественные пространства Владивостока.
Михаил редко ведёт только один проект, обычно сразу несколько. Сейчас в работе ещё и ацтеки – «индейские» рисунки развешаны так, что не захочешь – будешь разглядывать:
«Нет вдохновения – занимаешься другим. Переключился на день-два, потом возвращаешься с новыми мыслями. Так и работаешь».
На полке в мастерской выстроились в ряд настоящие, не металлические шлемы.
– Я так… раз в год на мотоцикле проеду – у меня кроссовый. А нашего «гонщика» покажем, когда на закрытие сезона во Владивосток как раз все команды приедут. Пусть видят, что наш город – и в спорте, и в искусстве».
Статья полностью:
https://www.newsvl.ru/vlad/2024/08/22/225931/#ixzz8jctzFsTHНовости Владивостока на VL.Ru