БАЛАКОВО КАК ОДИН ИЗ ЦЕНТРОВ МОТОГОНОК НА ЛЬДУ
В истории города Балаково были такой светлый миг, когда наряду с гонками по гаревой дорожке развивались мотогонки на льду. Это период с 1965 по 1967 год. Очевидно, он связан с деятельностью организатора трековых гонок в волжских городах Юрия Петрова. Как только Петров покинул Балаково и оказался в Тольятти, гонки на льду стали проводиться там. Впрочем, утверждать, что в Балаково их больше не было, не берусь. Но на таком уровне, как при Петрове, не было точно. Судите сами.
Зима 1965 года. Балаковцы участвуют в чемпионате РСФСР в классе 500 куб.см, и Борис Цеханович добирается до финала. В Уфе на стадионе «Строитель» 16-17 января он борется с сильнейшими гонщиками страны и занимает 11-е место.
Достижение? – Несомненно. Даже по нынешним меркам. Для сравнения: на 12-м месте – серебряный призер первенства России 1963 года уфимец Александр Грехов.
24, 28 и 31 января того же года в Балаково проведены отборочные соревнования чемпионата Европы по мотогонкам на льду. В полуфиналах, куда вне конкурса допущены советские гонщики, участвуют балаковцы Борис Цеханович и Геннадий Пухов.
Зима 1966 года. Один из четвертьфиналов чемпионата России проводится в Балаково. Две трети участников – балаковские гонщики, среди которых - внимание!!! - тогда ни кому еще не известный Евгений Леошкин. Семеро во главе с Цехановичем выходят в полуфинал. Цеханович на втором месте между ульяновскими гонщиками Львом Ерохиным и Александром Ивановым. Правда полуфинал в Куйбышеве сражает наповал всех балаковцев.
Но Борис Цеханович берет реванш на чемпионате Советского Союза, и через ленинградский полуфинал выходит в финал. Снова Уфа, в первый день стадион «Строитель», во второй – «Труд», и 30-градусный мороз. Итог вполне достойный – 14-е место, если учесть, что все тот же Александр Грехов на 17-м.
Но хватит издеваться. Грехов берет реванш уже через год, и именно в Балаково.
Итак, зима 1967 года. В Балаково 7-8 января проходит один из четвертьфиналов первенства России. Первые четыре места занимают гонщики из Башкирии: Александр Грехов, Владимир Кононович, Иван Горьков, Федор Ивлев. Через неделю в Балаково – полуфинал России. Снова побеждает Грехов. Впрочем, есть и другие данные, по которым Грехов лишь третий. Но в обоих случаях балаковцев в восьмерке финалистов, увы, нет.
Зато снова в Балаково прибыли зарубежные гости – потренироваться в соревновательном режиме перед вторым чемпионатом мира.
11-12 февраля на лед вышли гонщики СССР, Болгарии, ГДР, Чехословакии и Югославии. В первый день победу праздновал Борис Малыхин из Куйбышева. В призовой тройке оказались Петер Либинг (ГДР) и Павел Мареш (ЧССР). Во второй день выигрывает Мареш, а на вторую ступеньку пьедестала почета поднимается Борис Цеханович, в совместном заезде финишировавший с Марешом колесо в колесо. Но проиграл другому чеху – Яну Голубу.
Вот и все.
А жаль. В Польше для всех гонщиков «Турбины» места не хватит. С другой стороны, опыт показывает, что даже среднего уровня мастера спидвея неплохо адаптируются в гонках на льду и становятся гонщиками мирового уровня. Про древние времена не говорю, тогда редко кто не ездил и на гари, и на льду. А сейчас самые яркие примеры - Даниил Иванов и Игорь Кононов, из иностранцев - Гжегож Кнапп. И наоборот: чемпион России по спидвею Сергей Логачев вначале бурно прогрессировал на льду.
Так не пора ли балаковцам подумать о возвращении на лед?
© Николай Ермоленко