Мошенничество с ограничителями?
Фрёчак атакует. Механики защищаются высказывая догадкиЯцек Фрётчак, бывший менеджер спидвея, в «Przegląd Sportowy» выдвинул смелый тезис о том, что некоторые гонщики в 2020 году смогли обойти проблему так называемого ограничителя, ограничивающего число оборотов двигателя до 13 500.
Все потому, что, по словам Фрётчака, регулярных технических осмотров не проводилось.
- Думаю, мистер Фрёчак что-то знает. Я не хочу говорить, что именно, и не знаю, знает ли он что-то конкретное, обвиняя механиков или гонщиков в попытках обмана, - говорит Дариуш Сайдак о подозрениях Яцека Фрутчака.
- Господин Фрётчак утверждает, что мошенники существуют, просто пока никого не поймали.
Даже если бы у меня была катушка, не соответствующая спецификациям, как я узнал бы об этом? Я покупаю одобренную катушку у дистрибьюторов в Польше. Полагая, что это продукт, отвечающий полному набору технических требований, добавляет опытный механик, который в прошлом работал с Тони Рикардссоном и Джейсоном Крампом, а теперь работает в команде Григория Лагуты.
Никто не схватил никого за руку- Прежде чем начать говорить, что кто-то обманывает, я подумал, как мы можем проверить, соответствует ли катушка, проданная в магазине, условиям, указанным в разрешении, или не соответствует им. Мы получаем товар и не знаем, что ставим на мотоцикл, никто за бракованную деталь не несет ответственность. Последствия этого действительно ужасны и драматичны для игрока и команды. Если бы мне понадобилось что-то менять в этой катушке электронно, я бы хотел, чтобы контролер мог это проверить, - добавляет Дариуш Сайдак.
- Я не слышал ни о каких случаях доказательств мошенничества или мошенничеств с механикой. В отсутствии контроля, я бы не удивился, что некоторые пробовали решения без этих ограничителей. Нет сомнений в том, что это заманчиво, но я не знаю, делал ли это кто-нибудь, - говорит Кшиштоф Цегельски, эксперт по спидвею и глава Ассоциации.
- Мне сложно понять, обманывает ли кто-то. Каждое из этих устройств одобрено производителем. Я не слышал ни о одном случае, когда кого-либо обвиняли в попытке взлома этого типа устройств. Все это в основном догадки, - считает Рафал Левицки, менеджер и механик Артема Лагуты.
- Хотелось бы, чтобы мы основывались на фактах. Любой, кто более глубоко разбирается в подготовке двигателей знает, реальный рабочий диапазон двигателя составляет от 9000 до 11500 оборотов. Иногда опускается ниже 9000.
Он никогда не приближается к потолку, за исключением момента, когда участник, удерживаемый под лентой в течение длительного времени, выводит газ, - объясняет Рафал Левицки.
Произведены выборочные проверки- Произведены выборочные проверки. Были поставлены приборы, которые измеряли эти обороты. Подробную информацию о проверке можно получить у технических делегатов FIM.
Во время турнира Гран-при, в том числе во Вроцлаве, Артем Лагута произвольно устанавливал такие устройства. Однако, как я уже сказал, здесь нет места жульничеству, - говорит Рафал Левицки.
- Не все катушки ограничивались 13 500 оборотами. Но это не вина спортсменов или механиков, а катушек, которые вышли с завода и не полностью соответствовали характеристикам, но были одобрены.
Это катушки, которые используют все, но у случайно выбранных может быть диапазон отсечки оборотов выше, чем у других, - считает Дариуш Сайдак.
- Это доказывает, что идея ограничителя в целом была ошибочной. Кто-то что-то придумал, но не контролировал. Как видим, производитель выпустил на рынок различные продукты. Введение лимитеров, на мой взгляд, является одним большим недоразумением, - подчеркивает Цегельски.
Механик Григорий Лагуты рассказывает о ситуации, свидетелем которой он стал во время прошлогоднего Гран-при в Хорватии.
- Я уверен, что что-то не так. Мы были на Grand Prix Challenge в Горикане. Электронные ридеры были установлены во время тренировок.
Такие тестеры для мотоциклов имели несколько избранных гонщиков, в т.ч. Григорий Лагута, на которого я работаю.
Во время брифинга перед соревнованиями было заявлено, что были обнаружены катушки, которые вращаются быстрее лимита. Если кто-то из игроков воспользуется ими, будет дисквалифицирован, - поясняет Дариуш Сайдак.
- Мы были на стадионе без надлежащего оборудования, и как мы должны были определить, в порядке ли моя катушка или нет? - риторически спрашивает Сайдак.
- Ситуация была такова, что перед соревнованиями один из участников, а именно Кшиштоф Каспшак в сопровождении технических комиссаров, крутил мотоциклы на очень высокой скорости, проверяя, не прерывают ли его катушки вращение. Как они измеряли скорость я не знаю. Одно можно сказать наверняка - Кшиштоф Каспшак не был дисквалифицирован, а значит, все было хорошо, - добавляет наш собеседник.
Подозрения без доказательств?- Яцек Фрутчак утверждает, что игроки прибегали к мошенничеству в вопросе ограничителей, потому что из-за пандемии проверки не проводились.
Если он знает имена, пусть назовет их, потому что на данный момент это только создает негативный образ «мошенников» в нашей среде, - сердится Сайдак.
- В последние годы много говорят о технологическом мошенничестве, но я не припомню, чтобы кого-то поймали и наказали. Может быть, некоторым трудно объяснить и принять, что одни игроки лучше других? - недоумевает Дариуш Сайдак.
- В этом году было несколько технических осмотров. Я абсолютно за контроль.
Поддерживаю на все сто процентов.
В случае с катушкой такие проверки должны проводиться до соревнований, чтобы убедиться, что на мотоцикле нет дефектной катушки. В конце концов, есть стационарные тестеры катушек, которые показывают, сколько крутится данная катушка. Конечно, это должно быть сертифицированное тестирующее устройство. Чтобы не приходилось каждому раскручивать двигатель на стенде до 13 500 оборотов. Комиссар вправе отдать такой приказ. Если у конкурента хороший двигатель, он стоит горы золота. Раскручивая такие обороты, мы рискуем вывести его из строя или потерять эффективность двигателя до начала соревнований, - поясняет механик.
- Когда на таких высоких оборотах происходит взрыв, большей части двигателя не остается. Это не только затраты для спортсмена, но и проблема для команды, потому что в Экстриге на счету каждое очко, и мы хотим использовать лучшее, что у нас есть. Есть гонщики спидвея, которые могут выиграть чемпионат мира на одном двигателе, а по пути набрать много очков для своей команды и заработать на этом много денег в лиге. Мы слышим, что спортсмены покупают 6-7 двигателей, а хорошо ездят из них только два. Не потому, что у них такая прихоть, а потому что именно те два едут лучше, - добавляет Дариуш Сайдак.
- Все действия с ограничителями неразумны во всем. Мотоцикл с оборотами выше 13500 может быть под лентой до отжатия сцепления и до включения зеленого света. Это единственный момент, когда обороты могут быть выше.
Что абсолютно не влияет на работу двигателя на треке. Слишком большое количество оборотов приводит к более быстрому износу компонентов, в любом случае гонщики профилактически отправляли двигатели в сервисные центры, как и до введения ограничителей, - считает Левицки.
Словом, то, что теоретически должно было снизить стоимость эксплуатации двигателей, такого эффекта не дало. В свою очередь, это способствовало возникновению подозрений и предположений о возможных мошенничествах.