Наверное, каждый третий балаковец – любитель спидвея. Не исключение и автор статьи. В зимний период фанаты этого вида спорта ощущают тоску и спидвейный «голод». И любое соприкосновение с миром «гаревого овала» им приносит радость. Например, это может быть беседа с известным мотогонщиком.
Зимний заснеженный город жил своей повседневной жизнью. До летних спидвейных утех еще далеко. Тем более было удивительно и неожиданно встретить на этой неделе прямо посреди улицы Балакова известного польского мотогонщика Гжегожа Кнаппа, выступавшего раньше за балаковскую «Турбину». Мысль о том, что надо познакомиться с ним и взять интервью заняла не больше секунды – и вот беседа с 32-летним спортсменом уже началась…
– Гжегож, как мы будем беседовать: на «ты» или на «пана»? (Пан – вежливое обращение в польском языке, синоним русского обращения «Вы» – авт.).
– Давай на «ты». На «пана» пообщаемся, когда мне будет 96 лет. А гонщики и болельщики должны быть друзьями.
– Каким образом ты зимой оказался в Балакове? И долго ли ты намереваешься тут пробыть?
– Кроме гаревого спидвея, я очень серьезно занимаюсь и ледовым спидвеем. 5-6 февраля в подмосковном Красногорске прошел первый этап Гран При по спидвею на льду. Следующий – состоится 12-13 февраля в Тольятти. И на неделю меня пригласил в гости мой старинный друг балаковец Александр Королев. Но я здесь не только отдыхаю. Мы вместе готовим мой мотоцикл к предстоящей гонке в Тольятти.
– Как, Гжегож, произошло твое знакомство со спидвеем? Что подвигло тебя стать мотогонщиком?
– С самого раннего детства я любил моторы. Наверное, это самая сильная любовь в моей жизни. Мне кажется, что я всегда знал, что гонки на мотоцикле станут моей профессией. Впервые соревнования по спидвею я увидел, наверное, лет в семь. Мы со старшим братом приехали к бабушке. Многоэтажка, где она жила, стояла недалеко от стадиона. На соревнования нас не отпустили, и брат вывел меня на балкон. Оттуда я впервые увидел, как гонщики выезжают на трек, впервые почувствовал запах горящего метанола. Тогда от небывалого восторга я едва стоял на ногах. Тот вечер и решил мою судьбу.
В 10 лет у меня появился первый мопед, который я всячески пытался сделать похожим на гоночный мотоцикл. Чуть позже отец отдал меня в спидвейную секцию нашего города Грудзендза.
– Каков же твой профессиональный спидвейный стаж?
– 13 лет. В 1997 году я стал выступать как юниор за клуб «ГТЖ» из Грудзендза. В Польше спортсмены не ездят все время за одну команду, и я в разные годы защищал цвета клубов из Кросно, Люблина, Равича и Гданьска.
– Каковы твои достижения в гаревом спидвее? Какие соревнования приятно вспоминать?
– В «Серебряном шлеме Польши» 2000 года я сумел завоевать 4-е место. Это очень престижный турнир, в котором выступают очень сильные спортсмены. На рубеже 1990-х – 2000-х годов мы, юниоры из Грудзендза, неизменно громили сильнейшие клубы Польши в командных и парных чемпионатах.
– Гжегож, а был ли у тебя спидвейный кумир, которому ты старался подражать?
– Да, был. Это легендарный гонщик 80-х и 90-х годов, четырехкратный чемпион мира датчанин Ханс Нильсен.
– Сорокалетний Ханс Нильсен закончил карьеру в 2000 году, и он всегда выступал как легионер в Польше. Тебе приходилось участвовать с ним в одной гонке?
– Конечно! С его именем связана самая памятная гонка в моей карьере. Это матч 1999 года «ГТЖ» Грудзендз – «Лотос» Гданьск. Гданьский «Лотос» был сильнейшим клубом Польши. Ведь за него тогда выступал не только Ханс Нильсен, но и легендарный швед, многократный чемпион мира Тони Риккардссон.
В упорнейшей борьбе наша команда разгромила «Лотос». Я в тот день был в ударе и стал одним из лидеров гонки. Омрачаются воспоминания лишь тем, что в пылу борьбы на треке я уронил Тони Риккардссона. Он вынужден был покинуть стадион в карете скорой помощи.
– Гжегож, Польшу смело можно назвать Меккой гаревого спидвея, но в ледовом на мировой арене из поляков выступаешь едва ли не ты один. В Польше не любят ледовый спидвей?
– Просто ледовый спидвей в Польше не раскручен. Пока у этого вида спорта нет крупных заинтересованных спонсоров. Единственный на всю Польшу достойный ледовый трек – в городе Саноке – по сути своей является конькобежным стадионом. Потому и поклонников ледового спидвея в Польше мало. Но развитие в этом направлении заметно. Турнир Sanok Cup стал ежегодным и одним из самых престижных в мире ледового спидвея.
– Лично тебя какой спидвей привлекает больше – ледовый или гаревый?
– Я уже говорил, что очень люблю мотоциклы. И если мотор работает хорошо, результаты в гонке есть, я равно получаю удовольствие и от «гари» и ото «льда». Ну, а если, как в Красногорске мотоцикл ломается и подводит, то никакой спидвей не радует.
– В Красногорске у тебя действительно был провальный этап. Какие цели ты себе ставишь на сезон «Лед-2011»?
– Планирую пробиться в десятку сильнейших на чемпионате мира. Так что этап в Тольятти будет очень ответственным.
– Кто является твоим спонсором, помощником в ледовом спидвее?
– Официальный спонсор – итальянская фирма «Nice» и Федерация мотоспорта Польши. А помогают мне мои друзья – ваш земляк балаковец Александр Королев и известный в СССР гонщик Владимир Воронков, который сейчас живет в Даугавпилсе.
– Каникулярная неделя подходит к концу. Какие у тебя дальнейшие планы?
– График у меня довольно плотный. Сначала этапы ледового чемпионата мира в Тольятти, затем в Ассене (Голландия) и Инцеле (Германия). Ну, а потом не за горами начало гаревого сезона. В этом году я буду выступать за команду из города Кросно.
Разговаривать с известным спортсменом хотелось и дольше, но Гжегож Кнапп извинился, сославшись на то, что необходимо заниматься переборкой двигателя мотоцикла. Мысленно он был уже на льду тольяттинского стадиона. Пожелаем и мы удачи мотогонщику и поблагодарим Александра Королева и Владимира Воронкова за участие в нашей беседе в качестве перводчиков.
Неожиданное спидвейное приключение среди балаковской зимы подошло к концу…
Егор ВЕСЕЛОВ
http://балаковомедиа.рф/publ.php?id=46378