Обзорная статья Николая Ермоленко .
Николай Ермоленко
сегодня в 2:15
100 ЛЕТ СПИДВЕЮ – РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА
Уходящий год для спидвея юбилейный. Слоган SPEEDWAY 100 YEARS красовался на бортах всех SGP, факт столетия обозначен Международной мотоциклетной федерацией при помощи специальной странички https://www.fimspeedway.com/100-years-of-speedway.
Каждый из нас, начиная свое знакомство с историей спидвея, натыкался на упоминание о «первых соревнованиях по спидвею в мире», состоявшихся в австралийском городке Мейтленд 15 декабря 1923 года.
https://vk.com/id132185602
Полный вариант статьи для тех, у кого нет аккаунта во ВКонтакте.Автор - Николай Ермоленко (
https://vk.com/id132185602).
Ссылка на источник -
https://vk.com/wall132185602_1248.
100 ЛЕТ СПИДВЕЮ – РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА
Уходящий год для спидвея юбилейный. Слоган SPEEDWAY 100 YEARS красовался на бортах всех SGP, факт столетия обозначен Международной мотоциклетной федерацией при помощи специальной странички
https://www.fimspeedway.com/100-years-of-speedway.
Каждый из нас, начиная свое знакомство с историей спидвея, натыкался на упоминание о «первых соревнованиях по спидвею в мире», состоявшихся в австралийском городке Мейтленд 15 декабря 1923 года.
При этом рассказ о приключениях «отца спидвея» Джонни Хоскинса, которые и привели его к созданию этого популярнейшего ныне вида мотоспорта, завершался фотографиями гонок уже 30-х годов, где гонщики проходят повороты с заносом, едва не касаясь грунта коленом оттянутой назад ноги, рассказами о различных способах прохождения поворотов. И всё хорошо складывалось: старинные гонщики, старые мотоциклы, устаревшие способы езды, в которых, тем не менее, легко узнавался современный спидвей.
И сомнений в том, что 15 декабря 1923 года в далекой Австралии был именно такой спидвей, почти как сейчас, ни у кого не оставалось. Тем более, возникали ассоциации с известными гонками по гаревой дорожке 10 июня 1958 года в Москве, и «отец советского спидвея» Владимир Иванович Карнеев как бы копировал уже на нашей территории то, что впервые проделал «отец мирового спидвея».
А австралийский «отец спидвея», завершив свои свершения на родине, переехал в Англию, сделал там карьеру в спидвее в качестве менеджера и организатора, и прожил до 95 лет, купаясь в лучах славы. С каждым прожитым годом он становился все популярнее, присутствуя на всех самых значимых гонках, вел себя экстравагантно, как комический актер, а сфотографироваться с ним считали своим долгом все чемпионы мира. Получил титул «The biggest man in Speedway» (самый великий человек в спидвее). Время от времени выпускал толстые книги о «своем» детище, в которых, впрочем, о деталях «первых соревнований по спидвею в мире» почти ничего не сообщал.
Не будем рассказывать набившую оскомину историю о том, как при помощи якобы придуманного им спидвея Хоскинс вызвал взрыв интереса к выставке, в штате сотрудников которой состоял. Лучше посмотрим, имело ли это мероприятие что-либо общее со спидвеем. Даже не с современным, а хотя бы с тем, который появился в Англии в конце 20-х годов ХХ века.
Начнем с собственно трека. Это был обычный ипподром на территории выставки, то есть дорожка для скачек и бегов лошадей, чего сам Хоскинс и не скрывал. Правда, длина круга не была классической, в одну милю, а составляла где-то около 600 метров. По нынешним фимовским стандартам это уже однозначно не спидвей, а длинный трек. Если это не мешает называть мотогонки на ипподроме Мейтленда соревнованиями по спидвею, то почему таковыми нельзя называть мотогонки тех же лет на ипподромах, например, Москвы, Одессы, Тулы? Разумеется, мотогонки на ипподромах проводились задолго до Хоскинса и в самой Австралии, и в других странах. Но никому из их организаторов не пришло в голову задним числом объявить их первыми в мире соревнованиями по спидвею.
Да, дело обстояло именно так. Не было никаких афиш со словами вроде «Внимание! Такого вы еще не видели! Впервые в мире – спидвей!» и т.п. Более того, в скромном газетном объявлении, подписанном самим Хоскинсом, слова «сенсационные мотогонки» скромно стояли лишь на третьей строке, а сверху большими буквами шло «Благотворительный карнавал монстров».
Из опубликованных в Интернете страничек программки того выставочного мероприятия видно, что заезды мотоциклистов проводились лишь после завершения конных соревнований. На титульной же странице программки вообще не было ни слова о мотогонках. Это о первых-то соревнованиях в мире!
В программке можно увидеть и еще кое-что любопытное. Во-первых, гонщики уходили на дистанцию по одному, как лыжники, с интервалом в несколько секунд. Могут сказать, ну какая разница, все равно, видимо, так валили, что народ забыл обо всем на свете.
Действительно, если бы в каждом заезде ехало человек по пятнадцать, как сейчас на флэт-треке, то могла получиться настоящая карусель, в которой гонщики наступали бы друг другу на пятки, толкались и падали. На самом же деле в каждом заезде ехало по 5-6 человек. Но о том, чтобы падения на радость зрителям все-таки были, Хоскинс позаботился: по условиям соревнований участники не должны были опираться ногой на грунт.
Не упасть при этом было трудно. Ведь новоявленные «спидвеисты» были в основной массе простыми мотоциклистами с улицы, а даже не снимали со своих мотоциклов фары и ящики с инструментами. А сами мотоциклы были тяжелы и обладали настолько малой мощностью, что ни о какой езде с заносом и пробуксовкой заднего колеса не могло быть и речи. Наконец, не было и характерных для спидвея или длинного трека деревянных бортов. Что же общего было у этих соревнований на ипподроме со спидвеем? Да ничего!
Но тогда почему бы не объявить первыми соревнованиями по спидвею в мире проведенные в 1920 году на московском ипподроме мотогонки на первенство РСФСР? Или мотогонки на первенство СССР, состоявшиеся там же 1-3 сентября 1923 года, за три с половиной месяца до мероприятия Хоскинса.
В Москве ездили практически на таких же «импортных» мотоциклах, как в Австралии. Зато старт был общим, как сейчас, все гонщики начинали двигаться одновременно и с одной линии. Благо места хватало – Московский ипподром был солидным сооружением европейского уровня, не чета австралийскому. И первенство СССР было в 1923 году не первым соревнованием по мотогонкам на московском ипподроме.
Пользуясь случаем, сообщим результаты этого первого первенства СССР по трековым (ипподромным) мотогонкам, ставшие всеобщим достоянием через 100 лет (и у нас юбилей!) после его проведения благодаря совместному проекту «Яндекса» и «Советского спорта». Заодно увидим, по какому параметру тогда делились на классы мотоциклы и какие мощности развивали их двигатели.
Класс мотоциклов с двигателями мощностью до 2 ¾ л.с., дистанция финального заезда 9 верст: 1. Калашников (Москва, «Дуглас») - 10 мин. 32 сек.; 2. Чашников (…, «Зингер») - 10 м. 48,5 сек.; 3. Васильев (…, «Триумф») - 10 м. 58,8 сек.;…
Мотоциклы с мощностью до 3 ½ л.с., 12 верст: 1. Обухов Гр. (Москва, «Зингер») – 10.43,2; 2. Аббакумов (Тула, «Рудж») – 11.14; 3. Гусев (Тула, «Рудж») – 11.20,5;…
Мотоциклы с мощностью до 5 л.с., 15 верст: 1. Шпаковский (Москва, «Нортон») – 13.32,3; 2. Обухов Гр. (Москва, «Зингер») – 13.58,3; 3. Гусев (Тула, «Рудж») – 14.06,5;…
Мотоциклы высшей категории, дистанция финала – 24 версты: 1. Марков (Петроград, «Индиан») – 18,50,8; 2. Морозов (Москва, «Индиан») – 18.51,7; 3. Лерхе (Петроград, «Харлей Давидсон») – 19.56;…
Но вернемся в Австралию. Далее классическая версия истории спидвея выглядит так: обкатав свое «детище» на ипподромах своей страны, Джонни Хоскинс с группой австралийских гонщиков прибыл в Англию, всё кому надо объяснил, и уже 19 февраля 1928 года в Хай Бич состоялась премьера гонок по дирт-треку, то есть, земляному, грунтовому треку, а если проще - по ипподрому. Дирт-треком этот вид спорта называли еще почти год, а уже потом перешли на более короткое слово «спидвей». Возможно потому, что трек в Хай Бич назывался «Кингс Оук Спидвей» («Спидвей Королевского дуба»!) И эти соревнования стали точкой отсчета для английского спидвея.
Но, опять же, это – версия, распространившаяся впоследствии и укоренившаяся вследствие недоступности для большинства подлинной информации и постоянному промыванию мозгов. Какой была здесь роль Джонни Хоскинса на самом деле?
Сейчас в Интернете можно увидеть страницы английского журнала «Мотоцикл» (The Motor Cycle) за 1928 год, много внимания уделявшего дирт-треку – спидвею. Но в обширном описании соревнований 19.02.1928 упоминаются лишь два австралийца – участвовавшие в них гонщики. И ни слова о Хоскинсе. Лишь 29 ноября 1928 года журнал напечатал, видимо по его настойчивой просьбе, статью про примитивные мотогонки по ипподрому, проведенные им 15.12.1923. С подзаголовком «первые гонки по спидвею в Австралии» (а не в мире).
В первые соревнования по спидвею в мире они превратились уже потом. Если идею постоянно и настойчиво повторять, в какой-то момент в нее поверят все. Тем более, если ее продвигающий Хоскинс – видный организатор британского спидвея, каковым он, несомненно, стал.
Так и укоренилось представление, что забавный старичок и есть в действительности самый настоящий «отец» спидвея, а заурядные покатушки на заурядном ипподроме в далеком и никому не известном австралийском городке – самые первые соревнования по тому самому спидвею, который мы знаем. Очередная красивая легенда об истории успеха. Въевшийся в массовое сознание миф, который не способны разрушить ни какие здравые мысли и реальные факты.
И можно быть уверенным, что подавляющее большинство российских болельщиков, даже прочитав все это, привычно усмехнется: опять «Россия – родина слонов»! Хотя тут и нет попытки «перетянуть одеяло» с Австралии на Россию.
Утешает, что таковы не только россияне. Не мы, а англичане – первые, кто проглотил наживку Хоскинса. И было еще много за ними. Хотя периодически раздавались возгласы удивления: как же так, у нас в стране еще в 1903 году на стадионе (или ипподроме) мотогонки проводили! Так устроено в мире, что «пророков нет в отечестве своём». А может просто, людям нужна сказка?
Однако заменить эту сказку нечем. Объявить первой какую то другую гонку нельзя по той же причине, по какой нельзя считать первой эту. Соревнования, проводившиеся сто и более лет назад, по определению не могут быть ни первыми, ни вторыми соревнованиями по спидвею в его современном понимании. Так что другой даты не будет, и придется садиться за стол каждый год 15 декабря. И, отдавая должное Джонни Хоскинсу, с патриотическим удовлетворением отмечать, что уж его то мы точно обогнали на несколько лет.